Распоряжение Правительства РМ от 27.01.2014 N 21-Р <Об одобрении примерного технического задания на разработку муниципальных программ комплексного социально-экономического развития муниципальных районов в Республике Мордовия>



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 января 2014 г. № 21-Р

В целях выработки единого подхода к разработке муниципальных программ комплексного социально-экономического развития муниципальных районов в Республике Мордовия:

1. Одобрить прилагаемое примерное техническое задание на разработку муниципальных программ комплексного социально-экономического развития муниципальных районов в Республике Мордовия (далее - Программы).

2. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов в Республике Мордовия:
в срок до 1 марта 2014 г. обеспечить разработку муниципальных правовых актов, предусматривающих:
создание рабочих групп для разработки Программ;
утверждение технических заданий на разработку Программ;
утверждение календарных планов разработки Программ;
в срок до 1 сентября 2014 г. обеспечить разработку и утверждение Программ.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра экономики Республики Мордовия В.Н.Мазова.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ




Одобрено
распоряжением Правительства
Республики Мордовия
от 27 января 2014 г. № 21-Р

ПРИМЕРНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

НА РАЗРАБОТКУ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

1. Общие положения

1. Настоящее примерное техническое задание на разработку муниципальных программ комплексного социально-экономического развития муниципальных районов в Республике Мордовия (далее - Техническое задание) определяет правила разработки муниципальных программ комплексного социально-экономического развития муниципальных районов в Республике Мордовия (далее - Программы).
2. В настоящем Техническом задании применяются следующие понятия:
Программа - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной и муниципальной политики, реализуемой в муниципальном районе в Республике Мордовия (далее - муниципальный район), обеспечивающих в рамках реализации ключевых полномочий (функций) органов местного самоуправления муниципального района достижение стратегических приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального района;
подпрограмма Программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках Программы;
основные параметры Программы (подпрограммы) - цели, задачи, целевые показатели (индикаторы), конечные результаты реализации, сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей Программы (подпрограммы);
цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития муниципального района посредством реализации Программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций, направленных на достижение цели (целей) реализации Программы (подпрограммы);
мероприятие Программы - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
основное мероприятие Программы - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей Программы (подпрограммы);
целевой показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат - характеризуемое количественными и качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития муниципального района, которое отражает выгоды от реализации Программы (подпрограммы);
непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации Программы (подпрограммы);
участники Программы - ответственный исполнитель, соисполнители мероприятий Программы (подпрограммы);
ответственный исполнитель Программы - отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального района либо главный распорядитель средств бюджета муниципального района, определенный ответственным;
соисполнители Программы - отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального района и (или) иные главные распорядители средств бюджета муниципального района, являющиеся ответственными за разработку и реализацию Программы (подпрограммы) или муниципальным заказчиком (муниципальным заказчиком-координатором) долгосрочной целевой программы, в случае ее реализации в рамках Программы;
мониторинг реализации Программы - процесс наблюдения за ходом выполнения основных мероприятий Программы и реализации в целом.

2. Основные требования к разработке Программы

3. Программа разрабатывается исходя из положений Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, государственных программ Республики Мордовия и на принципах непрерывного планирования.
4. Программа может включать в себя ранее разработанные и принятые долгосрочные целевые программы муниципального района, реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального района, мероприятия по реализации в муниципальном районе государственных программ Республики Мордовия.
5. Деление Программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых задач.
6. Разработка Программы осуществляется отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района либо главным распорядителем средств бюджета муниципального района, определенным администрацией муниципального района в качестве ответственного исполнителя (далее - ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального района, иными главными распорядителями средств бюджета муниципального района, определенными администрацией муниципального района в качестве соисполнителя (далее - соисполнители).
7. Администрация муниципального района в случае необходимости может привлекать к разработке Программы научно-исследовательскую и (или) иную компетентную организацию, которая будет являться разработчиком Программы.
8. Срок реализации Программы определяется ответственным исполнителем на стадии ее разработки и должен быть не менее трех лет.
Рекомендуемый срок реализации Программы 2014 - 2018 годы.
Срок реализации входящих в Программу долгосрочных целевых программ, а также отдельных мероприятий должен быть не более срока реализации Программы в целом.

3. Этапы разработки Программы

9. Общая процедура разработки Программы представляет собой совокупность последовательно выполняемых этапов:
организационно-подготовительный;
формирование информационно-аналитической базы данных, группировка данных;
обобщение и первичный анализ информации;
формирование и обоснование целей и задач, основных приоритетов социально-экономического развития муниципального района, ожидаемых результатов реализации Программы на плановый период;
определение размеров и источников ресурсного обеспечения Программы;
определение ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы;
разработка механизмов реализации и контроля за исполнением Программы.
10. Общая процедура осуществления организационно-подготовительного этапа может состоять из следующих подэтапов:
принятие органами местного самоуправления решения о разработке Программы;
определение разработчика Программы;
подготовка, согласование и утверждение технического задания на разработку Программы, утверждение методологии, принципов и структуры Программы, порядка их разработки;
формирование рабочей группы, определение ответственного исполнителя и соисполнителей и распределение между ними обязанностей по разработке Программы;
составление и утверждение календарного плана разработки Программы, отражающего все стадии ее формирования, сроки выполнения конкретных работ и ответственных лиц.
11. В состав рабочей группы по разработке Программы целесообразно включать специалистов отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального района, иных представителей органов местного самоуправления, бизнеса, общественных и некоммерческих организаций, ведущих деятельность на территории муниципального района.
12. Ответственный исполнитель:
формирует структуру Программы, перечень соисполнителей, а также координацию деятельности соисполнителей Программы в процессе ее разработки;
обеспечивает разработку Программы, ее согласование с соисполнителями;
несет ответственность за достижение целевых показателей (индикаторов) Программы, а также конечных результатов ее реализации.
13. Соисполнители:
участвуют в разработке Программы и представляют предложения в части своей компетенции ответственному исполнителю для разработки Программы;
осуществляют реализацию основных мероприятий (мероприятий) в рамках своей компетенции.
14. Разработанный проект Программы согласовывается со всеми соисполнителями.
15. Проект Программы рекомендуется согласовать с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия.
В данных целях ответственный исполнитель направляет проект Программы, согласованный со всеми соисполнителями, в исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия.
16. При наличии замечаний к представленному проекту Программы данный проект возвращается ответственному исполнителю.
Ответственный исполнитель обеспечивает доработку проекта Программы.

4. Требования к содержанию и структуре Программы

17. В Программе должна содержаться информация по следующим направлениям:
анализ социальной и экономической ситуации в муниципальном районе в целом, в разрезе отраслей, анализ влияния на развитие муниципального района внешних и внутренних факторов, аргументированная ранжировка факторов по степени влияния, определение наиболее острых проблем социально-экономического развития;
экономическая оценка развития предприятий промышленности и сопряженных отраслей;
оценка объема инвестиций и разработка мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в муниципальном районе;
демографическая ситуация в муниципальном районе (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, миграционное движение и т.д.);
экономическая оценка рынка труда по количественному, возрастному составу, перспективная потребность предприятий муниципального района в работниках по профессиональному составу (баланс занятости трудоспособного населения);
занятость населения по отраслям и в непроизводственной сфере;
разработка вариантов стратегии по развитию в муниципальном районе предпринимательства, среднего и малого бизнеса;
развитие социальной сферы муниципального района (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, туризм);
развитие системы жизнеобеспечения в соответствии со схемой территориального планирования муниципального района (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и т.д.);
экологическая ситуация в муниципальном районе;
определение объемов и источников финансирования Программы.
18. В Программе необходимо определить систему приоритетных программных мероприятий, способных в сжатые сроки при минимальных затратах повлиять на увеличение (усиление) положительной динамики развития экономики муниципального района.
19. Планируемые программные мероприятия должны обеспечить:
укрепление, развитие социальной инфраструктуры и улучшение условий жизнедеятельности населения муниципального района;
создание сбалансированного рынка труда и обеспечение занятости населения района;
проведение мероприятий по охране окружающей природной среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
создание благоприятного инвестиционного, предпринимательского климата и развитие средних и малых предприятий;
развитие эффективной многоотраслевой экономики на базе инновационных технологий, технического перевооружения и модернизации предприятий, внедрения современных технологий;
создание условий для развития сферы услуг: транспортных, услуг связи, строительства, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма.
20. Программные мероприятия должны быть сгруппированы и характеризоваться конкретным планом действий по их реализации, объемом и структурой финансирования, результатами реализации с точки зрения обеспечения потребностей населения.
21. В Программе должны быть определены организационный, экономический и правовой механизмы реализации; обозначены основные источники финансового обеспечения Программы на федеральном, республиканском, муниципальном уровнях.
22. Программа должна содержать механизм оценки результативности. Эффективность последствий реализации Программы и ее основных мероприятий должна быть оценена с помощью репрезентативных индикаторов.
23. В состав Программы рекомендуется включить следующие разделы:
паспорт Программы;
характеристика социально-экономического развития муниципального района;
приоритеты, цели и задачи реализуемой в муниципальном районе политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, целевые показатели (индикаторы) по соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального района;
этапы и сроки реализации Программы;
перечень основных мероприятий Программы;
основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение целей Программы;
перечень и краткое описание долгосрочных целевых программ, входящих в Программу;
перечень целевых показателей (индикаторов) результативности Программы (далее - показатели результативности);
ресурсное обеспечение Программы;
анализ рисков реализации Программы и описание мер по управлению рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы;
механизм реализации Программы;
методика оценки эффективности реализации Программы.
24. Требования к структуре и содержанию Программы представлены в приложении.

5. Реализация, управление и контроль
за ходом реализации Программы

25. Реализация и текущее управление реализацией Программы осуществляются ответственным исполнителем совместно с соисполнителем.
26. В целях реализации и управления реализацией Программы ответственным исполнителем разрабатывается план реализации Программы, содержащий перечень основных мероприятий, включенных в Программу, с указанием сроков их выполнения и ресурсного обеспечения.
27. В целях осуществления контроля за реализацией Программы и предупреждения возникновения проблем в ходе ее реализации на постоянной основе осуществляется мониторинг реализации Программы. Мониторинг реализации Программы осуществляют ответственный исполнитель и соисполнители.
28. Мониторинг хода реализации Программы должен предполагать мониторинг каждого мероприятия и оценку влияния степени его выполнения на взаимосвязанные с ним другие мероприятия Программы.
29. Актуализация Программы должна производиться ответственным исполнителем по результатам ежегодного анализа хода ее реализации. Причинами изменения могут быть:
исключение из Программы мероприятий (как неактуальных либо исполненных);
включение в Программу новых мероприятий;
модификация мероприятий;
пересмотр плановых значений индикаторов, показателей и запланированных мероприятий исходя из достигнутых итогов социально-экономического развития муниципального района (городского округа) за предыдущий период.
30. Эффективность Программы должна оцениваться ежегодно в соответствии со степенью достижения целевых показателей (индикаторов) результативности Программы.




Приложение
к Примерному техническому
заданию на разработку муниципальных
программ комплексного социально-экономического
развития муниципальных районов
в Республике Мордовия

ТРЕБОВАНИЯ

К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

№ п/п
Наименование разделов (подразделов) Программы
Основные требования к содержанию разделов (подразделов) Программы
1.
Паспорт Программы
в паспорте указываются: наименование Программы, основные разработчики, цель и задачи, срок реализации, перечень разделов, ответственный исполнитель, соисполнители, объемы и источники финансирования с разбивкой по годам, система организации контроля за исполнением Программы, основные результаты реализации Программы.
Рекомендуемое наименование Программы - муниципальная программа комплексного социально-экономического развития на 2014 - 2018 годы.
Ожидаемые результаты реализации Программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией Программы), сроков их достижения
2.
Характеристика социально-экономического развития муниципального района
в разделе приводится анализ социально-экономического развития муниципального района за последние 3 года.
В рамках характеристики текущего состояния сферы реализации Программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, в том числе состояния рынка услуг (товаров, работ), оказываемых (осуществляемых, реализуемых) учреждениями (организациями) различных форм собственности, включая состояние сети указанных учреждений (организаций), их ресурсное обеспечение (кадровое, финансовое, материально-техническое и т.д.).
Основные направления анализа: демографические процессы и структура населения, миграционные процессы; трудовые ресурсы, система расселения и процессы урбанизации; культура; образование; здравоохранение; социальная защита; физическая культура и спорт; молодежная политика; уровень жизни населения; потребительский рынок; обеспеченность жильем и жилищное строительство, безопасность жизнедеятельности; экономическая характеристика муниципального района - промышленное производство, сельское хозяйство, строительный комплекс, транспортный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, телекоммуникации и связь, информатизация, инновации, туризм, природные ресурсы, окружающая среда, малый и средний бизнес, муниципальный сектор экономики, система муниципальных закупок, внешнеэкономическая и межрегиональная деятельность, инвестиционная деятельность и инвестиционный потенциал.
При формировании аналитических таблиц рекомендуется отражать показатели социально-экономического развития муниципального района за три года, предшествующих планируемому периоду, и прогнозные значения показателей на пятилетний период в разбивке по годам.
Источниками информации могут быть официальные статистические отчеты, характеризующие развитие муниципального района, прогнозно-аналитические и отчетные материалы, разрабатываемые муниципальным районом, данные бухгалтерской и статистической отчетности хозяйствующих субъектов, иная информация
2.1.
Стратегический комплексный анализ влияния внешних и внутренних факторов на социально-экономическое развитие муниципального района (SWOT-анализ)
в подразделе проводится анализ внешних факторов - политических, экономических, социальных, технологических, влияющих на развитие муниципального района, и оценка благоприятных условий и потенциальных угроз для развития муниципального района.
Проводится комплексный стратегический анализ внутренних факторов - существующего состояния экономики, социальной сферы, структуры управления социально-экономическим развитием муниципального района; комплексная оценка основных внутренних проблем развития, решение которых обеспечит повышение уровня и качества жизни населения; проводится анализ слабых, сильных сторон, преимуществ и недостатков, выявляются наиболее и наименее перспективные направления развития секторов экономики муниципального района
2.1.1.
Институциональные проблемы
в подразделе необходимо обозначить институциональные проблемы, характеризующие современное состояние муниципального района.
В качестве институциональных проблем могут быть определены:
низкий уровень самодостаточности (экономической, финансовой, социальной);
земельно-имущественные отношения (несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточная координация взаимодействия субъектов имущественных отношений);
демографические проблемы (неблагоприятная половозрастная структура населения, снижение удельного веса населения трудоспособного возраста);
отсутствие инвестиционных проектов (низкая инвестиционная привлекательность, инвестиционная деятельность);
доминирующее влияние на экономику муниципального района бюджетообразующего предприятия, его влияние на качество жизни населения;
необходимость развития рынка труда (потребность в административно-управленческих и производственно-хозяйственных кадрах);
необходимость модернизации градообразующих предприятий и муниципальной экономики (техническая и технологическая отсталость многих производств, производственно-хозяйственной базы);
необходимость развития сельского хозяйства;
развитие финансового сектора;
развитие общественной муниципальной инфраструктуры и благоустройства.
На основе обозначенных институциональных проблем выстраивается система приоритетов и целей развития муниципального района на перспективу.
Перечень проблем ответственный исполнитель определяет самостоятельно в зависимости от сложившейся ситуации.
По каждой проблеме должен быть разработан комплекс мероприятий с указанием сроков, исполнителей, стадий реализации, источников финансирования, измеряемых целевых ориентиров
2.1.2.
Анализ и описание конкурентных преимуществ
в подразделе необходимо выявить и перечислить конкурентные преимущества в следующих сферах управления и развития территории:
территориальные конкурентные преимущества;
экономические конкурентные преимущества;
иные конкурентные преимущества
2.1.3.
Анализ и описание конкурентного потенциала муниципального образования
в подразделе определяется конкурентный потенциал, который может включать:
1) территориальный потенциал, определяющий положительные перспективы и возможности для использования существующих и получения новых территориальных преимуществ;
2) экономический потенциал, включающий:
трудовой потенциал, который определяет положительные перспективы и возможности для использования существующего кадрового состава территории;
производственный потенциал, который определяет положительные перспективы и возможности в сфере промышленного производства;
научно-инновационный потенциал, который характеризует положительные перспективы и возможности для муниципального района в сфере повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг) от использования достижений научно-технического прогресса на местном уровне;
инвестиционный потенциал, который отражает положительные перспективы и существующие возможности для привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов, предпринимателей и населения, а также средств из иных источников;
3) иные положительные перспективы и возможности, связанные с изменениями в социальной сфере территории, в разрезе таких характеристик, как:
устойчивый рост уровня жизни населения;
устойчивая положительная динамика условий жизни в муниципальном районе;
устойчивый рост качества медицинского обслуживания (образования)
2.1.4.
Основные проблемы территории (слабые стороны)
в подразделе необходимо обозначить существующие, а также вновь выявленные проблемы и негативные тенденции, которые создают препятствия для развития территории и роста уровня социально-экономического развития, инвестиционной и социальной привлекательности муниципального района.
Это могут быть следующие проблемы:
низкая активность бизнеса, отсутствие производственных площадок, обеспеченных транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктурой для размещения производства;
недостаточное развитие транспортной инфраструктуры;
низкая обеспеченность жильем и высокие издержки на содержание жилого фонда;
большая доля ветхого и аварийного жилищного фонда;
высокая изношенность объектов коммунальной инфраструктуры (тепловые сети, сети водопровода, котельные и т.п.);
наличие объектов негативного воздействия на природные системы и среду обитания человека.
Проблемы рекомендуется классифицировать по различным основаниям: внутренние и внешние, объективные и субъективные, отраслевые в разрезе отраслей, по иным основаниям
2.1.5.
Основные угрозы - негативные факторы внутренней и внешней среды
в подразделе необходимо описать существующие и потенциальные негативные факторы, внутренние и внешние отрицательные тренды и тенденции, которые могут снизить уровень социально-экономического развития муниципального района.
Для прогнозируемых негативных событий рекомендуется оценить вероятность их наступления (степень риска), проанализировать динамику показателей, а также построить карту (таблицу) распределения рисков.
В муниципальном районе могут быть выявлены следующие угрозы:
снижение численности населения;
снижение уровня экономического развития;
рост диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;
рост доли ветхого и аварийного жилищного фонда;
увеличение степени изношенности объектов коммунальной инфраструктуры (тепловые сети, сети водопровода, котельные и т.п.).
Угрозы могут быть классифицированы по различным основаниям: внутренние и внешние, объективные и субъективные, отраслевые в разрезе отраслей, по иным основаниям
3.
Приоритеты, цели и задачи реализуемой в муниципальном районе политики в соответствующей сфере социально-экономического развития
в разделе должны быть указаны приоритеты, цели и задачи реализуемой в муниципальном районе политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, определены целевые показатели (индикаторы) по соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального района, сроки и этапы реализации Программы.
По каждому конкретному направлению указываются задачи, необходимые для решения поставленных целей, направления для реализации задач, ключевые позиции для развития направления, результаты реализации данного направления.
Цели Программы должны быть определены на основе выявленных в муниципальном районе проблем и направлены на повышение уровня социально-экономического развития муниципального района, отражать конечные результаты реализации Программы.
Цели Программы должны отражать:
конкретность;
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации Программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации Программы).
Задачи Программы должны определять конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций в рамках достижения цели (целей) реализации Программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
К основным задачам относятся:
повышение конкурентоспособности экономики;
обеспечение благоприятного инвестиционного климата;
создание диверсифицированной экономики;
развитие социальной и общественной инфраструктуры;
повышение эффективности и качества деятельности органов местного самоуправления.
В разделе может быть отражена информация о стратегических документах, правовых актах муниципального района, действующих в сфере реализации Программы
3.1.
Целевые показатели (индикаторы) по соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального района
в подразделе должны быть установлены планируемые целевые показатели (индикаторы) по итогам реализации Программы, характеризующие изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики в соответствующей сфере.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального района должен определять тенденции ее развития по итогам реализации Программы
3.2.
Сроки и этапы реализации Программы
в подразделе должны быть определены сроки и этапы реализации Программы.
Выделение этапов и сроков их выполнения (реализации) определяется ответственным исполнителем Программы с учетом необходимости в последовательности решения задач Программы, достижения определенных результатов.
Для каждого из этапов реализации Программы должны быть определены промежуточные результаты реализации Программы
4.
Перечень основных мероприятий Программы
раздел должен содержать перечень программных мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач Программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач Программы.
В разделе приводятся мероприятия по каждому конкретному направлению.
Программные мероприятия должны обеспечить комплексное решение проблем территории: развитие экономики, финансов, рынка труда, социальной сферы, экологии, градостроительства, привлечение инвестиций.
Перечень основных мероприятий муниципальной программы разрабатывается на основе их обобщения по подпрограммам муниципальной программы (при их наличии), в разрезе главных распорядителей бюджетных средств района (ответственного исполнителя) с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов
4.1.
Достижение экономического роста и конкурентоспособности в реальном секторе экономики
подраздел должен включать мероприятия по развитию экономической базы посредством реализации мер экономической стабилизации и решению ключевых проблем развития - проблемы развития реального сектора экономики, повышения занятости населения и снижения уровня безработицы, увеличения наполняемости бюджетов всех уровней, абсолютного роста уровня заработной платы работающих, формирования внебюджетных фондов, модернизации экономической системы и социальной сферы муниципального района.
Достижение экономического роста и конкурентоспособности в реальном секторе экономики возможно за счет повышения производительности труда, развития ресурсных источников и государственно-частного партнерства с целью увеличения производства продукции, работ и услуг с высокой долей добавленной стоимости
4.2.
Развитие промышленного комплекса
в подразделе должны быть отражены мероприятия по поддержке промышленного комплекса, развитию предприятий с целью повышения конкурентоспособности их производства, по созданию условий для наращивания объемов продукции обрабатывающих производств, внедрению нового технологического оборудования и техники
4.3.
Развитие агропромышленного комплекса
подраздел должен включать мероприятия по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, восстановлению мелиоративных сооружений, увеличению поголовья скота, модернизации и реконструкции животноводческих помещений, обновлению в основных фондах сельскохозяйственной техники и оборудования
4.4.
Развитие инновационной инфраструктуры и повышение инвестиционной привлекательности
подраздел должен содержать мероприятия по реализации эффективных инвестиционных проектов с привлечением частных инвестиций, развитию государственно-частного партнерства, обеспечению благоприятного инвестиционного климата, реализации инвестиционных проектов и созданию производственных площадок, обеспеченных транспортной, инженерной инфраструктурой для размещения производства, по созданию инвестиционной карты района, реализации стратегически важных инвестиционных проектов по освоению новых территорий.
В данном подразделе должны содержаться инвестиционные проекты, бизнес-планы по приоритетным направлениям экономического развития муниципального района
4.5.
Развитие строительного комплекса, в т.ч. жилищного строительства
в подразделе должны быть отражены мероприятия по внедрению технологий комплексной застройки территорий, снижению износа жилищного фонда, повышению комфортности и доступности жилья для населения муниципального района
4.6.
Развитие транспортной инфраструктуры и транспортного обслуживания
подраздел должен включать мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог, созданию условий для повышения уровня транспортного обслуживания
4.7.
Развитие жилищно-коммунальной сферы
подраздел должен включать мероприятия по строительству и ремонту объектов коммунальной инфраструктуры (тепловые сети, сети водопровода, котельные и т.п.)
4.8.
Развитие малого и среднего предпринимательства
в подразделе должны быть отражены мероприятия по созданию благоприятного предпринимательского климата и развитию средних и малых предприятий
4.9.
Развитие инфраструктуры потребительского рынка товаров, работ и услуг
в подразделе должны быть отражены мероприятия по созданию условий для развития инфраструктуры потребительского рынка товаров, работ и услуг
4.10.
Организация благоустройства территории
подраздел должен включать мероприятия, направленные на повышение уровня благоустройства территории муниципального района (организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, озеленение территории)
4.11.
Управление муниципальным имуществом
в подразделе должны быть отражены мероприятия по оптимизации расходования ресурсов и повышению качества управления муниципальной собственностью с целью привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики, созданию условий для эффективного функционирования рынка земли и недвижимости.
Мероприятия по решению проблем в сфере земельно-имущественных отношений должны быть направлены на упорядочение отношений в сфере земельных и имущественных отношений, устранение существующих пробелов в управлении имуществом и улучшение взаимодействия на уровне поселения, муниципального района и республики
4.12
Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления
в подразделе должно быть предусмотрено проведение следующих мероприятий:
разработка и внедрение административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления;
создание и развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, отделений (офисов) привлекаемых организаций, удаленных рабочих мест;
организация предоставления муниципальных услуг в многофункциональных центрах;
перевод в электронный вид предоставления муниципальных услуг;
снятие ограничений по предоставлению муниципальных услуг по принципу "одного окна";
внедрение института оценки регулирующего воздействия муниципальных правовых актов
4.13.
Демографическая политика
в подразделе должны быть отражены мероприятия по улучшению демографической ситуации в муниципальном районе (повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, миграционное движение и т.д.)
4.14.
Развитие образования
подраздел должен включать мероприятия, направленные на развитие системы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, организацию предоставления дополнительного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях
4.15.
Развитие здравоохранения
подраздел должен включать мероприятия, направленные на повышение доступности и качества медицинской помощи на основе использования технологий и ресурсов здравоохранения, которые должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения
4.16.
Развитие рынка труда, повышение занятости населения
подраздел должен включать мероприятия, направленные на создание новых рабочих мест, на сохранение и повышение квалификации кадрового потенциала муниципального района, развитие рынка труда и повышение уровня занятости экономически активного населения, нуждающегося в трудоустройстве, сокращение дифференциации в уровнях занятости по территории муниципального района, создание сбалансированного рынка труда и обеспечение занятости населения.
Разработка программных мероприятий по размещению производительных сил должна осуществляться на основе схем территориального планирования и генеральных планов
4.17.
Развитие культуры
подраздел должен включать мероприятия, направленные на создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры
4.18.
Развитие физической культуры и спорта
в подразделе должны быть отражены мероприятия, направленные на обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и спорта, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий
4.19.
Организация развития туристических и рекреационных зон
подраздел должен включать мероприятия, направленные на повышение эффективности использования природно-климатического и культурно-исторического потенциала муниципального района: развитие детского, семейного и активно-спортивных форм отдыха; развитие культурно-познавательного туризма; развитие сельскохозяйственного туризма
4.20.
Экологическая политика
в подразделе должны быть отражены мероприятия по охране окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
5.
Основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение целей и (или) конечных результатов Программы
в разделе отражаются сведения о перечне и сроках принятия необходимых нормативно-правовых актов муниципального района в соответствующей сфере, направленных на достижение цели и (или) конечных результатов Программы
6.
Перечень и описание долгосрочных целевых программ, входящих в Программу
в разделе приводится краткая информация по долгосрочным целевым программам муниципального района при условии их включения в Программу. Приводится их перечень с указанием целей и задач
7.
Перечень целевых показателей (индикаторов) результативности Программы
перечень целевых показателей (индикаторов) результативности Программы должен быть представлен в разрезе подпрограмм и входящих в нее долгосрочных целевых программ и основных мероприятий при условии их включения в Программу.
Целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение цели (целей) или решение задач, должны обеспечить возможность проверки и подтверждения достижения или решения этих целей и задач.
Целевые показатели (индикаторы) Программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение цели (целей) Программы, а также:
отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация Программы;
непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации Программы.
В число используемых целевых показателей (индикаторов) должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты и непосредственные результаты.
Целевые показатели (индикаторы) подпрограмм должны быть увязаны с целевыми показателями (индикаторами), характеризующими достижение целей и решение задач Программы.
Целевые показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по установленным методикам.
Для целевого показателя (индикатора) указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.)
8.
Ресурсное обеспечение Программы
в разделе указывается общий объем финансирования на реализацию Программы в целом, а также по каждой подпрограмме, долгосрочной целевой программе, основному мероприятию, входящим в Программу.
Информация о расходах на реализацию Программы представляется по годам реализации Программы, в том числе:
в разрезе источников финансирования Программы (за счет средств бюджета муниципального района и прогнозной (справочной) оценки ресурсного обеспечения за счет всех источников финансирования);
по главным распорядителям средств бюджета муниципального района (ответственному исполнителю, соисполнителям Программы).
Планирование бюджетных ассигнований на реализацию Программы осуществляется с учетом положений муниципальных правовых актов муниципального района, регулирующих порядок составления проекта бюджета муниципального района
9.
Анализ рисков реализации Программы и описание мер по управлению рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы
раздел предусматривает качественную и (или) количественную оценку факторов рисков (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от участников Программы и негативно влияющих на основные параметры Программы), предложения по мерам управления рисками реализации Программы
10.
Механизм реализации Программы
в разделе ответственным исполнителем разрабатывается план реализации Программы, содержащий перечень мероприятий, включенных в Программу, с указанием сроков их выполнения и ресурсного обеспечения
11.
Методика оценки эффективности реализации Программы
в разделе должен быть определен алгоритм оценки Программы, ее фактической эффективности по итогам реализации. Методика оценки эффективности реализации Программы должна быть основана на оценке результативности Программы с учетом общего объема ресурсов, направленного на ее реализацию


------------------------------------------------------------------