Приказ Минобразования РМ от 04.06.2014 N 515 "О профессиональном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки в профессиональных образовательных организациях Республики Мордовия"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПРИКАЗ
от 4 июня 2014 г. № 515
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
В целях обеспечения прав граждан на получение профессиональной подготовки за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, удовлетворения потребностей предприятий Республики Мордовия в квалифицированных рабочих кадрах, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. № 53-З "Об образовании в Республике Мордовия", письмом Министерства образования Российской Федерации от 01.10.1993 № 169-М приказываю:
1. Утвердить Порядок профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки в профессиональных образовательных организациях Республики Мордовия (далее - Порядок).
2. Отделу профессионального образования (Куршевой Е.А.):
2.1. При формировании контрольных цифр приема обучающихся на обучение за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в профессиональные образовательные организации учесть прием лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам профессиональной подготовки.
2.2. Обеспечить контроль за организацией обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам профессиональной подготовки в профессиональных образовательных организациях Республики Мордовия.
3. Возложить персональную ответственность за выполнение порядка обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на директоров профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия.
4. Директорам профессиональных образовательных организаций Республики Мордовия, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия:
4.1. Организовать профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с прилагаемым Порядком.
4.2. Внести изменения в лицензию на право ведения образовательной деятельности по адаптированным программам профессионального обучения.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Соболева С.И.
Министр
Н.В.БЫЧКОВ
Приложение
к приказу Министерства образования
Республики Мордовия
от 04 июня 2014 г. № 515
ПОРЯДОК
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
1. Общие положения
1. Порядок профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки в профессиональных образовательных организациях Республики Мордовия (далее - Порядок) устанавливает порядок приема и обучения в профессиональных образовательных организациях Республики Мордовия (далее - образовательные организации) лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) (далее - лица с ОВЗ) для получения профессионального обучения по очной форме обучения за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
2. Лица с ОВЗ, не имеющие основного общего или среднего общего образования, могут обучаться по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки.
3. Профессиональное обучение по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки имеет целью приобретение лицами с ОВЗ навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня.
2. Порядок обучения граждан с ОВЗ
4. Для лиц с ОВЗ в образовательной организации создаются условия для профессионального обучения по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, которые могут быть освоены ими по состоянию здоровья, условий для социальной адаптации граждан в общественную инфраструктуру, а также с учетом требований рынка труда.
5. В специальных (коррекционных) группах ведется обучение по профессиям, предусмотренным Перечнем профессий рабочих и служащих для подготовки в учреждениях начального профессионального образования Минобразования России инвалидов и подростков, имеющих недостатки в умственном или физическом развитии (письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.10.1993 № 169-М).
6. В образовательной организации комплектуются специальные (коррекционные) группы численностью 8 - 12 человек. Деление на подгруппы для практических занятий не предусматривается.
7. Срок профессионального обучения по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих по очной форме обучения устанавливается в соответствии с нормативными сроками их освоения и составляет 2 года.
8. Прием на обучение в специальные (коррекционные) группы образовательной организации осуществляется с учетом медицинских показаний и противопоказаний к приему на обучение по избранной профессии по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
9. Образовательный процесс в специальных (коррекционных) группах включает теоретическое обучение, производственную практику, коррекционную и воспитательную работу.
10. Адаптированные образовательные программы профессиональной подготовки включают в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, (модулей), программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и другие методические материалы, которые ежегодно обновляются образовательной организацией.
В адаптированную образовательную программу профессиональной подготовки вводится специализированный углубленный курс социальной адаптации (социально-бытовая ориентировка, коррекционные занятия, и прочее).
11. Объем учебной нагрузки для лиц с ОВЗ первого курса обучения не должен превышать 34 часа в неделю, второго курса - 35 часов в неделю.
Продолжительность уроков по теоретическому обучению устанавливается 45 минут с перерывом 10 минут после каждого урока. Продолжительность уроков производственного обучения 50 минут с перерывом 10 минут. Последовательность и чередование уроков в каждой специальной (коррекционной) группе определяется расписанием занятий.
12. Освоение адаптированных образовательных программ профессиональной подготовки завершается итоговой аттестацией обучающихся.
13. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией, осуществляющей профессиональное обучение.
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПРИКАЗ
от 4 июня 2014 г. № 515
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
В целях обеспечения прав граждан на получение профессиональной подготовки за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, удовлетворения потребностей предприятий Республики Мордовия в квалифицированных рабочих кадрах, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. № 53-З "Об образовании в Республике Мордовия", письмом Министерства образования Российской Федерации от 01.10.1993 № 169-М приказываю:
1. Утвердить Порядок профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки в профессиональных образовательных организациях Республики Мордовия (далее - Порядок).
2. Отделу профессионального образования (Куршевой Е.А.):
2.1. При формировании контрольных цифр приема обучающихся на обучение за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в профессиональные образовательные организации учесть прием лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам профессиональной подготовки.
2.2. Обеспечить контроль за организацией обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам профессиональной подготовки в профессиональных образовательных организациях Республики Мордовия.
3. Возложить персональную ответственность за выполнение порядка обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на директоров профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия.
4. Директорам профессиональных образовательных организаций Республики Мордовия, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия:
4.1. Организовать профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с прилагаемым Порядком.
4.2. Внести изменения в лицензию на право ведения образовательной деятельности по адаптированным программам профессионального обучения.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Соболева С.И.
Министр
Н.В.БЫЧКОВ
Приложение
к приказу Министерства образования
Республики Мордовия
от 04 июня 2014 г. № 515
ПОРЯДОК
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
1. Общие положения
1. Порядок профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки в профессиональных образовательных организациях Республики Мордовия (далее - Порядок) устанавливает порядок приема и обучения в профессиональных образовательных организациях Республики Мордовия (далее - образовательные организации) лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) (далее - лица с ОВЗ) для получения профессионального обучения по очной форме обучения за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
2. Лица с ОВЗ, не имеющие основного общего или среднего общего образования, могут обучаться по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки.
3. Профессиональное обучение по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки имеет целью приобретение лицами с ОВЗ навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня.
2. Порядок обучения граждан с ОВЗ
4. Для лиц с ОВЗ в образовательной организации создаются условия для профессионального обучения по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, которые могут быть освоены ими по состоянию здоровья, условий для социальной адаптации граждан в общественную инфраструктуру, а также с учетом требований рынка труда.
5. В специальных (коррекционных) группах ведется обучение по профессиям, предусмотренным Перечнем профессий рабочих и служащих для подготовки в учреждениях начального профессионального образования Минобразования России инвалидов и подростков, имеющих недостатки в умственном или физическом развитии (письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.10.1993 № 169-М).
6. В образовательной организации комплектуются специальные (коррекционные) группы численностью 8 - 12 человек. Деление на подгруппы для практических занятий не предусматривается.
7. Срок профессионального обучения по адаптированным образовательным программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих по очной форме обучения устанавливается в соответствии с нормативными сроками их освоения и составляет 2 года.
8. Прием на обучение в специальные (коррекционные) группы образовательной организации осуществляется с учетом медицинских показаний и противопоказаний к приему на обучение по избранной профессии по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
9. Образовательный процесс в специальных (коррекционных) группах включает теоретическое обучение, производственную практику, коррекционную и воспитательную работу.
10. Адаптированные образовательные программы профессиональной подготовки включают в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, (модулей), программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, календарный учебный график и другие методические материалы, которые ежегодно обновляются образовательной организацией.
В адаптированную образовательную программу профессиональной подготовки вводится специализированный углубленный курс социальной адаптации (социально-бытовая ориентировка, коррекционные занятия, и прочее).
11. Объем учебной нагрузки для лиц с ОВЗ первого курса обучения не должен превышать 34 часа в неделю, второго курса - 35 часов в неделю.
Продолжительность уроков по теоретическому обучению устанавливается 45 минут с перерывом 10 минут после каждого урока. Продолжительность уроков производственного обучения 50 минут с перерывом 10 минут. Последовательность и чередование уроков в каждой специальной (коррекционной) группе определяется расписанием занятий.
12. Освоение адаптированных образовательных программ профессиональной подготовки завершается итоговой аттестацией обучающихся.
13. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией, осуществляющей профессиональное обучение.
------------------------------------------------------------------