Указ Главы РМ от 29.08.2014 N 198-УГ "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"



29 августа 2014 года N 198-УГ

------------------------------------------------------------------

УКАЗ

ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ
И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2015 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Мордовия от 14 июля 2008 г. № 56-З "О бюджетном процессе в Республике Мордовия" постановляю:

Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (прилагаются).

Глава Республики Мордовия
В.Д.ВОЛКОВ
г. Саранск
29 августа 2014 года
№ 198-УГ




Утверждены
Указом Главы Республики Мордовия
от 29 августа 2014 г. № 198-УГ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов разработаны в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и являются основой при составлении проекта закона Республики Мордовия "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
При подготовке основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов были учтены положения Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Государственной программы повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014 - 2018 годы, Сценарных условий функционирования экономики Республики Мордовия в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов, заключение Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по результатам анализа предложений по инструментам повышения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Итоги бюджетной и налоговой политики
в 2013 году и начале 2014 года

Основными результатами реализации бюджетной и налоговой политики в 2013 году и начале 2014 года стали формирование республиканского бюджета Республики Мордовия на основе государственных программ, повышение эффективности налоговой системы, совершенствование межбюджетных отношений, формирование "Бюджета для граждан".
В 2013 году продолжена работа по реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста, адаптации экономики республики в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации, улучшение инвестиционного климата, строительство объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, повышение качества государственных и муниципальных услуг, повышение уровня и качества жизни граждан.
Ведется работа по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов в области промышленности, строительства и аграрно-промышленного комплекса.
Приоритетным направлением в социально-экономической сфере остается реализация положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года продолжается строительство ряда значимых для республики масштабных социальных объектов.
Консолидированный бюджет Республики Мордовия в 2013 году был исполнен с дефицитом в 4111,5 млн. рублей, дефицит республиканского бюджета составил 3713,1 млн. рублей. Государственный долг Республики Мордовия на 1 января 2014 г. составил 26702,6 млн. рублей.
Объем валового регионального продукта увеличился в сравнении с 2012 годом на 0,1 процента (по оценке, в сопоставимых ценах), общий объем доходов консолидированного бюджета республики в сравнении с уровнем предыдущего года снизился на 10,4 процента в связи с уменьшением объема субсидий и субвенций; объем поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета увеличился на 12 процентов.
В сфере оплаты труда среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2013 году увеличилась по сравнению с 2012 годом на 19,2 процента и составила 18101 рубль. Реальная заработная плата составила 112,3 процента. Денежные доходы населения составили 14271 рубль, реальные располагаемые денежные доходы - 102,8 процента.
Среднемесячная начисленная заработная плата в январе - апреле 2014 г. в целом по республике составила 18210 рублей и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 10,3 процента, рост реальной заработной платы за этот период составил 103,9 процента. Денежные доходы в расчете на душу населения в январе - апреле 2014 г. составили 13595 рублей, реальные располагаемые денежные доходы населения - 105,8 процента.
В 2014 году проведена работа по оптимизации численности аппаратов органов государственной власти Республики Мордовия, в результате чего сокращены расходы на их содержание.
В целях предоставления населению актуальной информации о республиканском бюджете и его исполнении в объективной, заслуживающей доверия и доступной для понимания форме разработана и опубликована брошюра "Бюджет для граждан" к Закону Республики Мордовия от 25 декабря 2013 г. № 94-З "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и к Закону Республики Мордовия от 26 мая 2014 г. № 29-З "Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2013 год".
По состоянию на 1 июля 2014 г. прирост налоговых и неналоговых доходов в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года составил 79,7 процента. Увеличению послужило поступление налога на прибыль организаций, имеющее разовый характер. За первое полугодие 2014 г. в бюджет Республики Мордовия поступило 52,4 процента от утвержденного объема доходов.
Реализуется государственная программа повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014 - 2018 годы, мероприятия которой направлены на развитие системы бюджетного планирования, наращивание доходного потенциала, оптимизацию бюджетных расходов, совершенствование системы межбюджетных отношений, оптимизацию объема и структуры государственного долга Республики Мордовия, на обеспечение открытости и прозрачности государственных финансов.

Основные цели и задачи бюджетной
и налоговой политики на 2015 год и на плановый
период 2016 и 2017 годов

Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов является описание условий, принимаемых для составления проекта бюджета Республики Мордовия на 2015 - 2017 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика должна быть ориентирована на обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы, безусловное исполнение принятых обязательств, стабилизацию дефицита бюджета в 2015 году и его снижение в 2016 и 2017 годах, применение эффективных механизмов мобилизации и использования имеющихся финансовых ресурсов.
Объемы бюджетного финансирования должны быть увязаны с конкретными целями социально-экономического развития Республики Мордовия.
Критерием измерения исполнения бюджета Республики Мордовия должно стать достижение целей социально-экономического развития Республики Мордовия, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства.
Основными задачами бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов являются:
1) приоритетность реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.;
2) достижение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Мордовия;
3) повышение налогового потенциала и обеспечение роста собственных доходов бюджета Республики Мордовия;
4) повышение эффективности бюджетных расходов на основе оптимизации и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом Республики Мордовия объема средств, повышение доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
5) снижение дефицита республиканского бюджета и объема государственного долга Республики Мордовия;
6) полное исполнение действующих социально значимых расходных обязательств;
7) дальнейшее совершенствование и развитие системы межбюджетных отношений;
8) повышение эффективности государственного финансового контроля;
9) повышение открытости и прозрачности государственных финансов.

Политика в области доходов

Налоговая политика Республики Мордовия в 2015 году и в плановом периоде 2016 и 2017 годов должна быть направлена на динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет Республики Мордовия, обеспечивающее сбалансированность бюджета и сокращение размеров государственного долга, при активизации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по увеличению собственных доходов республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов муниципальных образований Республики Мордовия.
Увеличению поступления доходов в бюджет Республики Мордовия должно способствовать осуществление следующих мер:
1) повышение качества администрирования доходов бюджета, в том числе взыскание в полном объеме сложившейся недоимки и недопущение возникновения задолженности по текущим платежам;
2) усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
3) обеспечение более тесного взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками, в том числе в рамках действующих соглашений и иных форм сотрудничества, а также с организациями, допускающими убыток по результатам финансово-хозяйственной деятельности и (или) не обеспечившими прирост по экономическим показателям в установленных объемах;
4) расширение налогооблагаемой базы по имущественным налогам за счет:
- повышения качества информационного взаимодействия между органами исполнительной власти Республики Мордовия и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия и соответствующими федеральными структурами, участвующими в формировании налоговой базы;
- проведения на территории Республики Мордовия инвентаризации недвижимого имущества;
5) осуществление мероприятий по введению налога на недвижимость на территории Республики Мордовия;
6) обеспечение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью и повышение доходов от ее использования;
7) оптимизация структуры государственной и муниципальной собственности исходя из принципа бюджетной отдачи;
8) отказ от установления новых налоговых льгот и отмена неэффективных налоговых льгот, установленных законодательством Республики Мордовия;
9) индексация налоговых ставок по транспортному налогу.

Политика в области расходов

Бюджетная политика в области расходов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов должна быть ориентирована на безусловную реализацию действующих обязательств с применением механизмов ограничения роста расходов, повышение эффективности расходования бюджетных средств, выявление и эффективное использование внутренних резервов, преимущественное использование средств в рамках приоритетных направлений.
Основным инструментом бюджетной политики в области расходов должен стать программно-целевой метод, повышающий ответственность и заинтересованность исполнителей государственных программ Республики Мордовия за достижение заданных результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Основополагающими принципами формирования расходной части бюджета Республики Мордовия в 2015 году и в плановом периоде 2016 и 2017 годов должны стать:
1) концентрация бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., в том числе на повышение заработной платы работников бюджетной сферы;
2) адресность и целевой характер бюджетных средств за счет формирования и исполнения бюджета Республики Мордовия на основе государственных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития;
3) полное исполнение действующих социально значимых расходных обязательств, повышение адресности социальной помощи;
4) принятие новых расходных обязательств исключительно в рамках установленных ограничений расходов, при условии, в пределах сокращения действующих расходных обязательств;
5) направление в первоочередном порядке дополнительных доходов и (или) экономию расходов при исполнении бюджета Республики Мордовия на сокращение объема государственного долга Республики Мордовия;
6) снижение просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в том числе по социально значимым расходам;
7) повышение обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ Республики Мордовия, их ориентация на достижение долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Мордовия; осуществление регулярного анализа эффективности реализации мероприятий государственных программ Республики Мордовия, позволяющего обеспечить сокращение неэффективных расходов республиканского бюджета Республики Мордовия;
8) повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет сокращения штатной численности государственных учреждений Республики Мордовия не менее чем на 10 процентов в целях оптимизации бюджетной сети и сокращения прочих неэффективных расходов бюджета Республики Мордовия;
9) мониторинг обоснованности и целесообразности бюджетных расходов и их оценка;
10) расходование средств на реализацию инфраструктурных и инновационных проектов с применением новых методов их финансирования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
11) повышение государственными учреждениями Республики Мордовия эффективности их деятельности за счет всех источников доходов государственного учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности государственных учреждений, определенных уставами, (повышение качества оказания услуг (выполнения работ), своевременная оплата государственных контрактов и гражданско-правовых договоров, своевременная выплата заработной платы, повышение уровня оплаты труда работников учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., своевременная оплата коммунальных услуг, отсутствие кредиторской задолженности);
12) продолжение работы по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг;
13) обеспечение прозрачности бюджета, в том числе посредством публикации (размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") брошюры (информационного ресурса) "Бюджет для граждан".

Политика в области межбюджетных отношений

Бюджетная политика в области межбюджетных отношений на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов будет направлена на обеспечение органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия средствами, необходимыми для эффективного исполнения возложенных на них полномочий. Формирование межбюджетных трансфертов будет производиться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Мордовия от 21 февраля 2008 г. № 4-З "О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия".
Будет продолжена работа по дальнейшему совершенствованию регионального законодательства в сфере межбюджетных отношений.
В среднесрочном периоде необходимо реализовать меры, направленные на оказание методической помощи, в том числе в части, касающейся повышения финансовой дисциплины муниципальных образований - получателей межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Мордовия и управления муниципальными финансами.

Политика в области управления государственным долгом

Реализация государственной политики в области управления государственным долгом в 2015 - 2017 годах будет осуществляться в рамках решения следующих ключевых задач:
1) поддержание уровня государственного долга в пределах, установленных бюджетным законодательством с перспективой к снижению в среднесрочном периоде;
2) снижение расходов на обслуживание государственного долга;
3) соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014 - 2018 годы.
Одним из приоритетных направлений долговой политики будет осуществление государственных среднесрочных и долгосрочных заимствований по приемлемым процентным ставкам. Привлечение краткосрочных заимствований сроком до 1 года рассматривается как исключительная мера, использование которой оправдано лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Такая практика позволит поддерживать на низком уровне риски ограничения доступа к рефинансированию, а также оптимизировать структуру государственного долга по срокам погашения.
При условии благоприятной рыночной конъюнктуры возможно привлечение рыночных заимствований путем дальнейшего размещения государственных облигаций Республики Мордовия.
Частичному сокращению уровня долговой нагрузки бюджета в 2015 - 2017 годах будет способствовать планируемое в 2014 году частичное замещение коммерческих кредитов субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета с одновременным снижением платы за пользование бюджетными кредитами. Однако введение при этом в качестве условий предоставления кредитов дополнительных требований к ограничению наращивания прочих заимствований (за исключением займов на реструктуризацию накопленной задолженности), оптимизации структуры и объемов расходных обязательств, проведению эффективной политики администрирования доходов приведет к необходимости проведения взвешенной и консервативной налоговой и долговой политики при формировании и исполнении бюджета на 2015 - 2017 годы.
В связи с прогнозируемым формированием несбалансированного республиканского бюджета на 2015 - 2017 годы возникает необходимость обеспечения финансирования дефицита бюджета за счет государственных заимствований, что приведет к росту государственного долга и расходов на обслуживание государственного долга.
Особое внимание должно быть уделено возникающим рискам будущих затрат, связанных с предоставленными Правительством Республики Мордовия государственными гарантиями, срок возврата которых наступает в 2015 - 2017 годах. Общий объем проблемных гарантий указанного периода составляет более 1300,0 млн. рублей.
Еще одна категория рисков обусловлена ухудшением условий обслуживания и погашения бюджетных кредитов, полученных местными бюджетами. Риски связаны с невозможностью единовременного погашения полученных бюджетных кредитов и своевременностью ежемесячного обслуживания накопленных бюджетных кредитов частью местных бюджетов.
Перечисленные риски могут требовать при их наступлении разработки дополнительных мер по минимизации их негативных последствий.
С учетом предполагаемых к введению в отношении субъектов Российской Федерации с большим уровнем долговой нагрузки дополнительных ограничений от органов государственной власти республики требуется проведение крайне взвешенной долговой и бюджетной политики, предусматривающей направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита и долга, а не на увеличение расходов.


------------------------------------------------------------------