Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.12.2014 по делу N А39-2101/2014 <О признании недействующими пунктов 2.1, 2.32, 5.2 и 6.3 Правил благоустройства территории городского поселения Рузаевка, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Рузаевка от 31.10.2012 N 12/77, в части, возлагающей на юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами зданий, строений, помещений и сооружений, обязанности несения бремени содержания прилегающей территории, не являющейся их собственностью, не находящейся в их пользовании и аренде>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу № А39-2101/2014
Резолютивная часть решения объявлена 8 сентября 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2014 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи В.Н.Савочкина, судей Г.А.Цыгановой и Е.В.Волковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "Рузаевский политехнический техникум", г. Рузаевка Республики Мордовия
к Совету депутатов городского поселения Рузаевка, г. Рузаевка Республики Мордовия
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Администрация городского поселения Рузаевка, г. Рузаевка Республики Мордовия
при участии прокуратуры Республики Мордовия
о признании недействующими пунктов 2.1, 2.3.2, 5.2 и 6.3 Правил благоустройства территории городского поселения Рузаевка, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Рузаевка от 31.10.2012 № 12/77 в части, возлагающей на юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами зданий, строений, помещений и сооружений, обязанности несения бремени содержания прилегающей территории, не являющейся их собственностью, не находящейся в их пользовании и аренде, как несоответствующие пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
при участии:
от заявителя: В.М.К., директора, предъявлен паспорт,
от ответчика: Б.Г.Х., представителя, доверенность <...>,
от третьего лица: Я.Е.Ф., представителя, доверенность <...>,
от прокуратуры Республики Мордовия: Умновой Е.В., прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия, удостоверение <...>.
установил:
государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "Рузаевский политехнический техникум" (далее по тексту также - Рузаевский политехнический техникум, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Совету депутатов городского поселения Рузаевка о признании недействующими пунктов 2.1, 2.32, 5.2 и 6.3 Правил благоустройства территории городского поселения Рузаевка, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Рузаевка от 31.10.2012 № 12/77 в части, возлагающей на юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами зданий, строений, помещений и сооружений, обязанности несения бремени содержания прилегающей территории, не являющейся их собственностью, не находящейся в их пользовании и аренде, как несоответствующие пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Совет депутатов городского поселения Рузаевка в отзыве заявленные требования отклонил, сославшись на пункт 19 части 1 статьи 14 и статью 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 20 части 1 статьи 6 и статью 13 Устава городского поселения Рузаевка, приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 613, которым утверждены Методические рекомендации по разработке норма и правил по благоустройству территорий муниципальных образований и подпункт 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация городского поселения Рузаевка в отзыве сослалась на подпункт 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации и указала на то, что оспариваемые нормы Правил благоустройства территории городского поселения Рузаевка, соответствуют действующему законодательству и приняты в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Представитель Прокуратуры Республики Мордовия Ш.Е.П. в заседании заявила о том, что заявленные Рузаевским политехническим техникумом требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела установлено, что решением Совета депутатов городского поселения Рузаевка № 12/77 от 31.10.2012 утверждены Правила благоустройства территории городского поселения Рузаевка (далее по тексту также - Правила благоустройства). Указанные Правила благоустройства являются нормативным правовым актом, который содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Правила благоустройства опубликованы в газете "Рузаевская газета", № 29, специальный выпуск, 01.11.2012.
Пунктом 2.1 Правил благоустройства установлено, что физические и юридические лица, независимо от организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременное и качественное содержание, включая полный комплекс работ по зимнему и летнему содержанию принадлежащих им на праве собственности, аренды или ином вещном праве земельных участков и имеющихся на них объектов, а также прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами благоустройства.
Организация уборки иных территорий осуществляется органом, уполномоченным администрацией городского поселения Рузаевка на заключение муниципальных контрактов (пункт 3 приложения).
Согласно пункту 2.32 Правил благоустройства содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности организаций, собственников помещений, либо на прилегающих территориях, производится силами и средствами этих организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями.
Физические и юридические лица обязаны организовывать работы по содержанию элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях (пункт 5.2 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 6.3 Правил благоустройства физические и юридические лица, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, обеспечивают содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках, а также на прилегающих территориях, размер которых определен в пункте 2.31 настоящих Правил благоустройства.
Полагая, что указанными пунктами Правил нарушаются его права и законные интересы, Рузаевский политехнический техникум обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Частью 1 статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 АПК РФ).
В силу положений статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 06.0.2003 № 131-ФЗ) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решения населении непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции РФ).
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ дано понятие термину "благоустройство территории поселения (городского округа)" под которым понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;
Городское поселение Рузаевка является муниципальным образованием и расположено на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Представительным органом данного муниципального образования является Совет депутатов городского поселения Рузаевка, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения (статьи 18 и 20 Устава городского поселения Рузаевка).
Таким образом, Правила благоустройства территории городского поселения Рузаевка, утверждены Советом депутатов городского поселения Рузаевка в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Уставом городского поселения Рузаевка.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "Рузаевский политехнический техникум" является некоммерческой организацией, созданной Республикой Мордовия для выполнения работ, оказания услуг в сфере образования.
Рузаевский политехнический техникум имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 1714 кв. м, кадастровый номер 13:25:0111115:409, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Менделеева, д. 8 и земельный участок площадью 18503 кв. м, кадастровый номер 13:25:0111115:304, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Тухачевского, д. 4.
Пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Правила пользования земельными участками в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации имеют собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На этих же лиц статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации возложены обязанности по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, недопущению загрязнения, захламления, выполнения иных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пункте 1.3 Правил благоустройства под прилегающей территорией понимается территория, непосредственно примыкающая к границам землеотвода здания, строения, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектам торговли и услуг, рекламным конструкциям и иным объектам, в то числе участкам земли, находящимся в собственности, владении, пользовании юридических и физических лиц.
Таким образом, оспариваемые положения пунктов 2.1, 2.32, 5.2 и 6.3 Правил благоустройства незаконно возлагают на собственников, владельцев, пользователей, арендаторов зданий, строений, помещений и сооружений, обязанность несения бремени содержания прилегающей территории, не являющейся их собственностью, не находящейся в их пользовании и аренде.
В результате оспариваемые положения пунктов 2.1, 2.32, 5.2 и 6.3 Правил благоустройства территории городского поселения Рузаевка не соответствуют пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в части, возлагающей на юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами зданий, строений, помещений и сооружений, обязанности несения бремени содержания прилегающей территории, не являющейся их собственностью, не находящейся в их пользовании и аренде и подлежат признанию недействующими.
Заявленные Рузаевским политехническим техникумом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на Совет депутатов городского поселения Рузаевка и взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействующими пункты 2.1, 2.3.2, 5.2 и 6.3 Правил благоустройства территории городского поселения Рузаевка, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Рузаевка от 31.10.2012 № 12/77 в части, возлагающей на юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами зданий, строений, помещений и сооружений, обязанности несения бремени содержания прилегающей территории, не являющейся их собственностью, не находящейся в их пользовании и аренде, как несоответствующие пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Совета депутатов городского поселения Рузаевка, г. Рузаевка Республики Мордовия (ИНН 1324133387, ОГРН 1061324009944, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 26.06.2006) в пользу Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "Рузаевский политехнический техникум", г. Рузаевка Республики Мордовия (ИНН 1324123068, ОГРН 1021300929077, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 15.12.1999) расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Республики Мордовия со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
В.Н.САВОЧКИН
Судьи
Г.А.ЦЫГАНОВА
Е.В.ВОЛКОВА
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу № А39-2101/2014
Резолютивная часть решения объявлена 8 сентября 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2014 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи В.Н.Савочкина, судей Г.А.Цыгановой и Е.В.Волковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "Рузаевский политехнический техникум", г. Рузаевка Республики Мордовия
к Совету депутатов городского поселения Рузаевка, г. Рузаевка Республики Мордовия
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Администрация городского поселения Рузаевка, г. Рузаевка Республики Мордовия
при участии прокуратуры Республики Мордовия
о признании недействующими пунктов 2.1, 2.3.2, 5.2 и 6.3 Правил благоустройства территории городского поселения Рузаевка, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Рузаевка от 31.10.2012 № 12/77 в части, возлагающей на юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами зданий, строений, помещений и сооружений, обязанности несения бремени содержания прилегающей территории, не являющейся их собственностью, не находящейся в их пользовании и аренде, как несоответствующие пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
при участии:
от заявителя: В.М.К., директора, предъявлен паспорт,
от ответчика: Б.Г.Х., представителя, доверенность <...>,
от третьего лица: Я.Е.Ф., представителя, доверенность <...>,
от прокуратуры Республики Мордовия: Умновой Е.В., прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия, удостоверение <...>.
установил:
государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "Рузаевский политехнический техникум" (далее по тексту также - Рузаевский политехнический техникум, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Совету депутатов городского поселения Рузаевка о признании недействующими пунктов 2.1, 2.32, 5.2 и 6.3 Правил благоустройства территории городского поселения Рузаевка, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Рузаевка от 31.10.2012 № 12/77 в части, возлагающей на юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами зданий, строений, помещений и сооружений, обязанности несения бремени содержания прилегающей территории, не являющейся их собственностью, не находящейся в их пользовании и аренде, как несоответствующие пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Совет депутатов городского поселения Рузаевка в отзыве заявленные требования отклонил, сославшись на пункт 19 части 1 статьи 14 и статью 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 20 части 1 статьи 6 и статью 13 Устава городского поселения Рузаевка, приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 613, которым утверждены Методические рекомендации по разработке норма и правил по благоустройству территорий муниципальных образований и подпункт 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Администрация городского поселения Рузаевка в отзыве сослалась на подпункт 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации и указала на то, что оспариваемые нормы Правил благоустройства территории городского поселения Рузаевка, соответствуют действующему законодательству и приняты в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Представитель Прокуратуры Республики Мордовия Ш.Е.П. в заседании заявила о том, что заявленные Рузаевским политехническим техникумом требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела установлено, что решением Совета депутатов городского поселения Рузаевка № 12/77 от 31.10.2012 утверждены Правила благоустройства территории городского поселения Рузаевка (далее по тексту также - Правила благоустройства). Указанные Правила благоустройства являются нормативным правовым актом, который содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Правила благоустройства опубликованы в газете "Рузаевская газета", № 29, специальный выпуск, 01.11.2012.
Пунктом 2.1 Правил благоустройства установлено, что физические и юридические лица, независимо от организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременное и качественное содержание, включая полный комплекс работ по зимнему и летнему содержанию принадлежащих им на праве собственности, аренды или ином вещном праве земельных участков и имеющихся на них объектов, а также прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами благоустройства.
Организация уборки иных территорий осуществляется органом, уполномоченным администрацией городского поселения Рузаевка на заключение муниципальных контрактов (пункт 3 приложения).
Согласно пункту 2.32 Правил благоустройства содержание и уборка садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности организаций, собственников помещений, либо на прилегающих территориях, производится силами и средствами этих организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями.
Физические и юридические лица обязаны организовывать работы по содержанию элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях (пункт 5.2 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 6.3 Правил благоустройства физические и юридические лица, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, обеспечивают содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках, а также на прилегающих территориях, размер которых определен в пункте 2.31 настоящих Правил благоустройства.
Полагая, что указанными пунктами Правил нарушаются его права и законные интересы, Рузаевский политехнический техникум обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Частью 1 статья 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 АПК РФ).
В силу положений статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 06.0.2003 № 131-ФЗ) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решения населении непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции РФ).
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ дано понятие термину "благоустройство территории поселения (городского округа)" под которым понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;
Городское поселение Рузаевка является муниципальным образованием и расположено на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Представительным органом данного муниципального образования является Совет депутатов городского поселения Рузаевка, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения (статьи 18 и 20 Устава городского поселения Рузаевка).
Таким образом, Правила благоустройства территории городского поселения Рузаевка, утверждены Советом депутатов городского поселения Рузаевка в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Уставом городского поселения Рузаевка.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "Рузаевский политехнический техникум" является некоммерческой организацией, созданной Республикой Мордовия для выполнения работ, оказания услуг в сфере образования.
Рузаевский политехнический техникум имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 1714 кв. м, кадастровый номер 13:25:0111115:409, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Менделеева, д. 8 и земельный участок площадью 18503 кв. м, кадастровый номер 13:25:0111115:304, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Тухачевского, д. 4.
Пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Правила пользования земельными участками в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации имеют собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На этих же лиц статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации возложены обязанности по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, недопущению загрязнения, захламления, выполнения иных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пункте 1.3 Правил благоустройства под прилегающей территорией понимается территория, непосредственно примыкающая к границам землеотвода здания, строения, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектам торговли и услуг, рекламным конструкциям и иным объектам, в то числе участкам земли, находящимся в собственности, владении, пользовании юридических и физических лиц.
Таким образом, оспариваемые положения пунктов 2.1, 2.32, 5.2 и 6.3 Правил благоустройства незаконно возлагают на собственников, владельцев, пользователей, арендаторов зданий, строений, помещений и сооружений, обязанность несения бремени содержания прилегающей территории, не являющейся их собственностью, не находящейся в их пользовании и аренде.
В результате оспариваемые положения пунктов 2.1, 2.32, 5.2 и 6.3 Правил благоустройства территории городского поселения Рузаевка не соответствуют пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в части, возлагающей на юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами зданий, строений, помещений и сооружений, обязанности несения бремени содержания прилегающей территории, не являющейся их собственностью, не находящейся в их пользовании и аренде и подлежат признанию недействующими.
Заявленные Рузаевским политехническим техникумом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на Совет депутатов городского поселения Рузаевка и взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействующими пункты 2.1, 2.3.2, 5.2 и 6.3 Правил благоустройства территории городского поселения Рузаевка, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Рузаевка от 31.10.2012 № 12/77 в части, возлагающей на юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами зданий, строений, помещений и сооружений, обязанности несения бремени содержания прилегающей территории, не являющейся их собственностью, не находящейся в их пользовании и аренде, как несоответствующие пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Совета депутатов городского поселения Рузаевка, г. Рузаевка Республики Мордовия (ИНН 1324133387, ОГРН 1061324009944, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 26.06.2006) в пользу Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) "Рузаевский политехнический техникум", г. Рузаевка Республики Мордовия (ИНН 1324123068, ОГРН 1021300929077, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 15.12.1999) расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Республики Мордовия со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
В.Н.САВОЧКИН
Судьи
Г.А.ЦЫГАНОВА
Е.В.ВОЛКОВА
------------------------------------------------------------------