Постановление Администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия от 11.11.2014 N 768 "О поддержании устойчивого функционирования организаций в военное время и чрезвычайных ситуациях"



АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕМНИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2014 г. № 768

О ПОДДЕРЖАНИИ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В соответствии с Федеральным законом РФ от 12 февраля 1998 года № "О гражданской обороне", администрация Темниковского муниципального района постановляет:

1. Утвердить положение по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время и в чрезвычайных ситуациях.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Темниковского муниципального района по вопросам строительства и ЖКХ Гаврюшкова В.Б.

И.о. главы администрации
Темниковского муниципального района
Г.А.БАБИНА




Утверждено
постановлением администрации
Темниковского муниципального района
№ 768 от 11 ноября 2014 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ ТЕМНИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ И В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Общие положения

1. Для устойчивого функционирования экономики района, как в условиях мирного, так и военного времени, необходимо повседневное и заблаговременное проведение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий.
2. Под устойчивостью функционирования экономики района и предприятий понимается их способность обеспечивать производство продукции в установленных номенклатурой и объемах, а также обеспечить жизнедеятельность населения на соответствующих территориях в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время.
3. Повышения устойчивости функционирования экономики района и в хозяйствующих субъектах достигается осуществлением мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, создание условий для ликвидации последствий от нападения противника и проведения работ по восстановлению экономики района, а также на обеспечение жизнедеятельности населения.
4. Общее руководство подготовкой экономики района к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время осуществляется главой администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия.
Непосредственно руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики района. Контроль за ходом их реализации осуществляет специально созданная комиссия по повышению устойчивости и группы по повышению устойчивости на объектах экономики.
5. Основными направлениями повышения устойчивости функционирования экономики района в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время его хозяйствующих звеньев являются:
обеспечения защиты населения района и его жизнедеятельности в условиях ЧС мирного времени и в военное время;
рациональное размещение производительных сил на территории района;
подготовка к работе в условиях ЧС и в военного времени объектов экономики района;
подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики района в условиях ЧС мирного времени и военного времени;
подготовка системы управления объектами экономики района для решения задач в условиях ЧС и в военного время.
6. Организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики района, разрабатываются и осуществляются заблаговременно в мирное время с учетом перспектив развития современных средств развития, современных средств поражения.
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки с введением особого периода и в ходе войны.
7. Организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики района разрабатываются и проводятся по скоординированным планам.
8. Предложения по повышению устойчивости функционирования экономики района для включения в план мероприятий должны разрабатываться на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта мобилизационной подготовки и выполнения задач гражданской обороны.
9. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики района в военное время, требующее капитальных вложений и материально-технических средств должны предусматриваться бюджетами района, городского и сельских поселений, в схемах развития района, города и сельских поселений, в проектах и планах застройки и реконструкции города и населенных пунктах района, в планах на расчетный год.
Контроль за выполнением мероприятий и заданий по выполнению устойчивости функционирования экономики, предусмотренных планами мероприятий, осуществляется комиссиями по ПУФ, главным специалистом по ГО и ЧС администрации района, председателем КЧС и ОПБ.
Объекты экономики согласовывают планы мероприятий по повышению устойчивости с администрацией Темниковского муниципального района.
10. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, связанные с решением других задач гражданской обороны в военное время, предусматриваются в соответствующих планах гражданской обороны.
11. В целях подготовки объектов экономики района к работе в условиях военного времени, проверки эффективности мероприятий по повышению устойчивости, а также отработки взаимодействия, проводятся соответствующего уровня учения гражданской обороны.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНА
И ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

12. Защита населения района и обеспечения его жизнедеятельности в условиях военного времени имеет первостепенное значение для устойчивого функционирования экономики района.
Защита населения района от современных средств поражения обеспечиваются:
своевременным оповещением об угрозе нападения противника, радиоактивным, химическом и бактериологическом заражении, об угрозе катастрофического затопления местности;
комплексным применением основных способов и средств защиты - укрытием в защитных сооружениях, проведением рассредоточения и эвакуации, использованием средств индивидуальной и медицинской защиты, соблюдением режимов радиационной защиты, осуществлением дозиметрического и химического контроля, проведением мероприятий по светомаскировке населенных пунктов;
проведением спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления;
обучением населения по гражданской обороне.
Мероприятия по защите населения разрабатываются и проводятся в соответствии с основными принципами защиты населения от оружия массового поражения и нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
13. Вопросы защиты населения и обеспечения его жизнедеятельности на территории района должны решаться с учетом обеспечения его жизнедеятельности на территории эвакуированного и рассредоточенного населения из г. Саранска, г. Сарова и других.
14. В целях обеспечения защиты населения предусматривалось:
развитие, совершенствование и поддержание в готовности территориальной системы оповещения об угрозе нападения противника, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, создание местных систем оповещения населения об угрозе катастрофического затопления;
развитие и совершенствование систем разведки, сети наблюдения и лабораторного контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическом заражением природной среды, пищевого сырья, фуража, продуктов питания и питьевой воды;
накопления фонда защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий) и создание в них условий для жизнедеятельности укрываемых;
определение потребности и разработку схем размещения противорадиационных укрытий для защиты населения за пределами зон возможных сильных разрушений с учетом эвакуированного и рассредоточиваемого населения из городов Саранска и Сарова, и зоны возможных сильных разрушений района;
совершенствование организации рассредоточения и эвакуации и заблаговременную подготовку загородной зоны;
накопление средств индивидуальной защиты и своевременную выдачу их населению;
уменьшения опасности возникновения вторичных очагов поражения (заражения), снижения запасов аварийно химически опасных веществ на объектах экономики;
своевременное снижение уровней воды в гидротехнических сооружениях до безопасных отметок;
осуществление мероприятий по подготовке к медицинскому обслуживанию населения в военное время, включая заблаговременное проведение иммунизации от бактериологического (биологического) оружия;
подготовку сил и средств для выполнения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения по ликвидации последствий нападения противника;
совершенствования форм и методов обучения населения способам защиты от современных средств поражения и действиям после нападения противника.
15. В комплексе мер по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время предусматривать:
организацию снабжения населения продовольствием, питьевой водой и предметами первой необходимости;
коммунально-бытовое обслуживание населения с учетом проведения эвакуационных мероприятий;
организацию медицинского обеспечения населения;
установления режимов деятельности всех групп населения в условиях радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
защиту продовольствия, водоисточников и систем водоснабжения от всех видов заражения;
организацию массовой санитарной обработки населения;
подготовку к проведению работ по обеззараживанию территории, сооружений, транспортных средств, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции;
организацию информации населения, обеспечивающую его целенаправленную деятельность после нападения противника;
морально-психологическую подготовку населения;
меры, направленные на предотвращение или ослабление неблагоприятных для людей экологических последствий применения противником современных средств поражения.

ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

16. Размещение производительных сил на территории района должно осуществляться с учетом обеспечения максимально возможного снижения их уязвимости от современных средств поражения и создания условий для устойчивого функционирования экономики района.
17. При разработке и совершенствовании схем развития и размещения производительных сил района предусматривать:
регулирование роста численности района;
ограничение строительства новых и расширение существующих энергоемких и водоемких производств;
комплексное развитие экономики района, предусматривающее максимальное использование местных ресурсов и производственных мощностей с целью обеспечения возможности устойчивого функционирования их экономики в военное время;
оптимальные производственные мощности и размеры предприятий, с учетом обеспечения устойчивой работы объектов экономики в военное время;
создание условий для размещения и дальнейшего функционирования в загородной зоне промышленных предприятий, научных учреждений, учебных заведений, баз и складов, выводимых в особый период.
18. При разработке и совершенствовании схем расселения на территории района, схем и проектов районной планировки, генеральных планов вновь строящихся и реконструируемых населенных пунктов предусматривать комплекс мероприятий, направленных на повышение надежности защиты населения и обеспечение его жизнедеятельности в условиях военного времени, снижения потерь и разрушений, уменьшение опасности возникновения вторичных очагов поражения (заражения).
19. На объектах экономики района предусматривать рациональное использование трудовых ресурсов в военное время, исходя из наличия этих ресурсов после проведения мобилизационных мероприятий и эвакуации населения из категорированных городов.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
РАЙОНА К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Требования к топливно-энергетическому комплексу

20. Подготовка топливно-энергетического комплекса к работе в военное время должна быть направлена на обеспечение экономики района, хозяйственных нужд, государственных организаций и учреждений, электрической и тепловой энергией в условиях возможных потерь и разрушений, а также на обеспечение восстановительных работ.
21. При развитии электроснабжения предусматривать:
создание резервов энергетических мощностей за счет парка передвижных электростанций.
22. Для обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей предусматривать:
накопление автономных источников электроснабжения;
использование местных источников энергоснабжения для обеспечения участков производства, работа которых по технологическим условиям не может быть прекращена при нарушении централизованного электроснабжения;
применение упрощенных схем присоединения потребителей к электростанциям, подстанциям и распределительным пунктам;
заблаговременное определение порядка перехода на специальные режимы электроснабжения объектов экономики;
совершенствование системы централизованного диспетчерского управления и связи и обеспечение возможности перехода на децентрализованное управление в военное время.
23. При развитии систем топливоснабжения предусматривать:
возможность перераспределения в военное время топливных ресурсов по направлениям, объемам и потребителям;
накопление и сохранение установленных по нормам запасов топлива;
использование местных видов топлива;
развитие и строительство хранилищ для твердого и жидкого топлива;
развитие сети автозаправочных станций;
разработку мероприятий по использованию торфяного и дровяного фондов для снабжения населения на военное время.
24. В топливной промышленности осуществлять:
разработку оптимальных схем подачи топлива потребителям в военное время, а также подготовку к переходу на снабжение потребителей по этим схемам;
освоение и развитие новых топливно-сырьевых районов;
разработку упрощенных технологических способов добычи торфа в военное время;

Требования к промышленному производству

25. Подготовка промышленного производства к работе в условиях военного времени должна быть направлена на обеспечение выпуска оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции, установленных по номенклатуре и объемах, с учетом особенностей работы местной промышленности в этих условиях.
Для повышения устойчивости работы объектов экономики в военное время предусматривать:
подготовку на предприятиях производственных площадей, технологического оборудования, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов для выполнения заданий военного времени;
разработку и внедрение непрерывных малооперационных (малостадийных), максимально автоматизированных процессов производства;
разработку упрощенных технологических процессов и подготовку производства для выпуска продукции по техническим требованиям военного времени;
создание страхового фонда технической документации на производство важнейших видов продукции и комплектующих изделий;
внедрение в производство приборов и систем измерительной техники многоцелевого назначения.
26. В целях обеспечения защиты основных производственных фондов, снижения возможных потерь и разрушений и уменьшения опасности возникновения вторичных очагов поражения предусматривать:
рациональную планировку объектов экономики и промышленных зон;
внедрение технологических процессов и конструкций, обеспечивающих снижения опасности возникновения вторичных очагов поражения;
мероприятия по защите уникального оборудования, аппаратуры и приборов в военное время;
размещение технологических установок в оборудования в тех случаях, когда это допустимо по условиям эксплуатации, на открытых площадках или под огнестойкими покрытиями;
максимально возможное уменьшение объемов легковоспламеняющихся, взрывоопасных и аварийно опасных химических веществ (АХОВ) на объектах экономики, защиту емкостей и коммуникаций с этими веществами, принятие мер, исключающих или ограничивающих их разлив;
внедрение систем аварийного освобождения аппаратов, емкостей и технологических коммуникаций от АХОВ и взрывоопасных продуктов;
противопожарные мероприятия, исключающие возможность возникновения массовых пожаров, а также внедрение автоматических систем сигнализации и пожаротушения;
меры по безаварийной остановке работы оборудования на предприятиях с непрерывном технологическим процессом по сигналу "Воздушная тревога" и при внезапном отключении внешнего энергоснабжения;
мероприятия по светомаскировке объектов экономики.
27. В отраслях, производящих продовольственные товары, осуществлять:
внедрение прогрессивной технологии переработки сырья, в том числе автоматических и закрытых поточных линий, обеспечивающих надежную изоляцию пищевых продуктов от внешней среды;
защиту пищевого сырья и продовольствия от современных средств поражения на всех этапах производства и обращения, герметизацию складов, хранилищ и холодильников;
совершенствование методов контроля зараженности пищевого сырья и продовольствия, а также способов и средств их обеззараживания;
мероприятия по сокращению ассортимента выпускаемой продукции в военное время;
внедрение более совершенных методов и средств консервирования и бесхолодильного хранения продовольствия и пищевого сырья, а также новых пищевых продуктов массового потребления с длительными сроками хранения;
мероприятия по подготовке производства и использованию пищевых добавок и заменителей продуктов питания в военное время.

Требования к сельскохозяйственному производству

28. Подготовка сельскохозяйственного производства к работе в условиях военного времени должна быть направлена на обеспечение продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, необходимым для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил РФ, населения и промышленности в военное время.
29. Для повышения устойчивости сельского хозяйства предусматривать:
подготовку к ведению сельскохозяйственного производства в условиях радиоактивного и других видов заражения, а также к изменению его структуры в военное время;
внедрение в производство высокоурожайных сортов зерновых, технологических и других культур, устойчивых к воздействию радиоактивных, химических и бактериальных средств;
внедрение новых высокоэффективных агротехнических приемов земледелия, позволяющих снизить степень воздействия поражающих факторов оружия массового поражения на сельскохозяйственную продукцию;
внутрихозяйственную и межхозяйственную специализацию и кооперацию с учетом возможного нарушения хозяйственных связей мирного времени;
размещение вновь создаваемых агропромышленных предприятий, животноводческих комплексов птицефабрик вне зон возможных разрушений и катастрофического затопления;
расширение производственной базы и промыслов для переработки сельскохозяйственной продукции, выпуска строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья;
внедрение быстровозводимых хранилищ для временного хранения сельскохозяйственной продукции в местах ее производства;
подготовку к массовой иммунизации сельскохозяйственных животных;
подготовку к вынужденному массовому забою пораженных животных и обеззараживанию получаемой при этом продукции;
подготовку мероприятий по утилизации и захоронению пораженных сельскохозяйственных животных;
разработку упрощенной технологии заготовок, консервирования и приготовления кормов в военное время;
создание запасов кормов и фуража.
30. Для обеспечения защиты сельскохозяйственных животных и растений осуществлять:
развитие сети ветеринарных и агрохимических лабораторий, станций защиты растений и животных и подготовку их к работе в условиях военного времени;
профилактические ветеринарно-санитарные, агрохимические и другие мероприятия, направленные на снижение ущерба от современных видов поражения;
подготовку и проведение мероприятий по защите продовольствия, пищевого сырья, фуража, семенного фонда и источников водоснабжения от всех видов заражения;
приспособление сельскохозяйственной техники для обработки пораженных животных, растений и готовой продукции, а также для обеззараживания территории и сооружений;
разработку автономных систем жизнеобеспечения животных.
31. Для повышения надежности технического обеспечения сельскохозяйственного производства в военное время предусматривать:
расширение сети стационарных и передвижных ремонтно-обслуживающих и монтажно-наладочных предприятий, а также станций технического обслуживания сельскохозяйственной техники;
разработку и внедрение мероприятий по межрайонному дублированию ремонтно-обслуживающих предприятий машинно-тракторного парка сельского хозяйства района;
проведение мероприятий по подготовке сельскохозяйственной техники для работы в условиях радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
подготовку предприятий к работе в полевых условиях;
проведения мероприятий по подготовке механизаторов из числа невоеннообязанных.
32. При мелиорации земель и в водохозяйственном строительстве обеспечивать подготовку мелиоративных, гидротехнических и ирригационных сооружений и систем к эксплуатации в условиях военного времени.

Требования к системе заготовок
сельскохозяйственной продукции

33. Для повышения устойчивости системы заготовок сельскохозяйственной продукции предусматривать:
расширение сети хранилищ в районах заготовки сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих ее сохранность в условиях заражения окружающей среды;
подготовку предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции к работе в условиях военного времени;
мероприятия, обеспечивающие заготовку и хранения сельскохозяйственных продуктов и сырья в условиях заражения природной среды радиоактивными отравляющими веществами и бактериальными средствами;
подготовку к осуществлению перевозок сельскохозяйственных продуктов и сырья автомобильным и водным транспортом в условиях загрязнения природной среды радиоактивными веществами, заражения отравляющими веществами и бактериальными средствами, с использованием при этом специальных уплотненных емкостей и укрывочных материалов;
совершенствование системы лабораторного контроля, методов и технологических средств обеззараживания зерна и зернопродуктов и другой сельскохозяйственной продукции;
проведения лабораторного контроля за загрязненностью сельскохозяйственной продукции радиоактивными веществами и зараженностью отравляющими веществами и бактериальными средствами на базах, складах и перерабатывающих предприятиях;
подготовку сил и средств для дезактивации, дегазации и дезинфекции сельскохозяйственной продукции;
мероприятия по герметизации элеваторно-складских емкостей, производственных участков и технологических линий.

Требования к лесному хозяйству

34. В лесном хозяйстве осуществлять:
защиту лесов от биологических и химических средств поражения;
внедрение новых средств и способов разведки и тушения лесных и торфяных пожаров, особенно в местах, прилегающих к важным узлам и коммуникациям;
создание резерва лесосечного фонда в местах, обеспечивающих транспортными путями, и определение порядка его использования в военное время;
проведения лесопосадочных работ в местах, имеющих защитное и маскировочное значение в военное время;
разработку упрощенной технологии для производства деловой древесины, пиломатериалов, сборно-щитовых домов и конструкций в военное время;
разработку мероприятий по обеспечению сбора лекарственно-технического сырья, а также его переработки в условиях военного времени.

Требования к транспортной системе

35. Подготовка к устойчивому функционированию в условиях военного времени транспорта и транспортных коммуникаций Республики Мордовия должна быть направлена на обеспечение воинских, эвакуационных и народнохозяйственных перевозок и должна осуществляться в увязке с планами подготовки транспортной системы района.
36. Для повышения устойчивости функционирования транспортной системы осуществлять:
подготовку к проведению мероприятий по обеспечению широкого маневра видами транспорта и дублирования перевозок;
подготовку к созданию дублирующих мостовых переходов и организации переправ через водные преграды;
подготовку сил и средств для технического прикрытия и выполнения восстановительных работ на автомобильных дорогах;
развитие продуктопроводного транспорта и проведения мероприятий по обеспечению его работы в военное время;
создание дублирующих транспортных коммуникаций на особо важных направлениях грузо- и пассажиропотоков;
проведения мероприятий по подготовке транспортных средств для работы на различных видах топлива;
подготовку к проведению погрузочно-разгрузочных работ в пунктах стыковки различных видов транспортных коммуникаций, а также к развертыванию временных загрузочных площадок вблизи наиболее вероятных участков нарушения коммуникаций;
развитие пакетных и контейнерных перевозок и унификацию используемых при этом для всех видов транспорта;
меры по повышению надежности обеспечения транспорта электроэнергией, топливом, водой, запасными частями, смазочными и другими материалами;
создания мобильного резерва передвижных ремонтных средств для поддержания в работоспособном состоянии транспортных средств и сооружений.
37. На всех видах транспорта предусматривать:
совершенствование системы оповещения транспортных органов и пассажиров об угрозе нападения противника;
подготовку транспортных средств и маршрутов для обеспечения эвакуации и рассредоточения населения;
подготовку транспортной системы к выполнению перевозок в условиях радиоактивного, химического и бактериологического заражения, сильной задымленности при возникновении массовых пожаров, а также в условиях светомаскировки, приспособление и использование всех видов транспортных средств для перевозки пораженного населения.

Требования к связи радиовещанию

38. В системе связи предусматривать:
подготовку органов и средств связи к работе в военное время;
прокладку основных и резервных линий связи по различным трассам, исключающим их одновременное повреждение, а междугородних линий - вне зон возможных разрушений;
увеличение разветвленности зоновых сетей связи и создание резерва подвижных технических средств для восстановления разрушенных звеньев сетей связи;
установка специальной аппаратуры циркулярного вызова и дистанционного управления средствами оповещения гражданской обороны при проектировании новых автоматических станций;
подключение приемных и передающих радиоцентров к сетевым и загородным узлам связи;
создание системы управления и резервирования, позволяющей оперативно заменить вышедшие из строя тракты и каналы и организовать обходные линии связи.

Требования к торговле, потребительской
кооперации и общественному питанию

39. В системе торговли, потребительской кооперации и общественного питания предусматривать:
подготовку и осуществление мероприятий по бесперебойному снабжению населения в военное время продовольствием и предметами первой необходимости с учетом рассредоточения и эвакуации населения и укрытие его в защитных сооружениях;
создание на базе предприятий торговли, потребительской кооперации и общественного питания специальных подразделений для обеспечения продовольствием и предметами первой необходимости личного состава невоенизированных формирований и пострадавшего населения, а также подготовку этих подразделений для работы в полевых условиях;
приспособление выделенных зданий и подготовку к строительству временных сооружений для развертывания предприятий торговли и общественного питания в местах размещения эвакуированного и рассредоточиваемого населения, а также обеспечения их необходимым количеством рабочих и служащих;
строительство складов, холодильников и хранилищ продовольственных и других товаров с учетом обеспечения защиты этих товаров в военное время, а также подготовку и осуществления мероприятий по их защите в процессе технологической переработке и реализации;
организацию контроля за зараженностью товаров, а также работ, по их обеззараживанию и утилизации;
закрепление на военное время предприятий торговли, потребительской кооперации и общественного питания за предприятиями важнейших объектов экономики.

Требования к отраслям непроизводственной сферы

40. В системе здравоохранения и социального обеспечения осуществлять:
совершенствование организации медицинского обеспечения населения в военное время;
совершенствование методов лечения пораженных, проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-эвакуационных мероприятий;
внедрение эффективных средств профилактики и лечения пораженных ядерным, химическим и бактериологическим оружием;
совершенствование системы снабжения медикаментами и медицинским имуществом, обеспечивающей работу учреждений здравоохранения и медицинских формирований в условиях применения противником оружия массового поражения;
подготовку лечебных учреждений к оказанию населению всех видов медицинской помощи в условиях применения противником оружия массового поражения, а также материальной базы в загородной зоне для обеспечения развертывания лечебных и других медицинских учреждений с учетом увеличения численности населения в этой зоне в военное время;
подготовку медицинских кадров к оказанию всех видов медицинской помощи пораженному населению;
создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, в том числе специальной медицинской техники, для обеспечения дополнительного развертывания коек в загородной зоне и оснащения медицинских формирований;
разработку и совершенствование методов лабораторного контроля и осуществления санитарного надзора и экспертизы за зараженностью пищевого сырья, продуктов питания и питьевой воды;
подготовку к организации массовой заготовки крови;
41. В системе народного образования и культуры осуществлять:
разработку учебных планов и методических указаний для ускоренной подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования и непосредственно на производстве, а также подготовку материальной базы для организации учебного процесса профессионально-технических учебных заведений, эвакуированных из городов.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ
ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКИ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

42. Подготовка к выполнению работ по восстановлению объектов экономики района в военное время должна быть направлена на обеспечения быстрого восстановления нарушенного производства и выполнения быстрого заданий.
Эта подготовка должна осуществляться заблаговременно на основе прогнозирования возможной обстановки после нападения противника с учетом сохранившихся производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов.
43. При подготовке к выполнению работ по восстановлению экономики предусматривать:
разработку материалов возможного поражения объектов экономики района и определения характера и ориентировочных объектов восстановительных работ;
создание и подготовку специальных формирований (подвижных и стационарных) учреждений, предприятий и организаций для выполнения эксплуатационных, ремонтных восстановительных и строительных работ в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, объектах связи, капитальном строительстве, транспорте, на автомобильных дорогах. В коммунальном хозяйстве и других отраслях экономики района, а также для медицинского обеспечения населения;
разработку и подготовку мероприятий по обеспечению надежного хранения технической и другой документации, необходимой для восстановительных работ;
подготовку мероприятий по восстановлению транспортных коммуникаций, мостовых переходов, путепроводов и дорожного хозяйства в сельской местности.
44. Для обеспечения выполнения строительно-монтажных работ по ускоренному строительству новых и восстановлению разрушенных объектов экономики предусматривать:
закрепление на военное время проектно-изыскательных организаций за основными районами строительства, важнейшими стройками и объектами экономики;
закрепление за строительно-монтажными организациями строительства важнейших объектов промышленности, транспорта, связи и других отраслей экономики, имеющих оборонное значение, а также объектов гражданской обороны;
разработку рекомендаций по организации и способам ведения восстановительных работ, а также по восстановлению промышленных зданий и сооружений с использованием облегченных строительных конструкций;
подготовку к массовому производству изделий и конструкций из легких и огнестойких строительных материалов, отвечающих условиям восстановления зданий и сооружений в короткие сроки.

Требования к системам управления экономикой

45. Подготовка систем управления экономикой района к решению задач военного времени должна быть направлена на обеспечение непрерывного руководства деятельностью всех подведомственных звеньев в условиях возможного нарушения системы управления и связи мирного времени, а также на рациональное использование сохранившихся после нападения противника производственных мощностей и трудовых ресурсов.
Все системы управления экономикой района должна быть подготовлены к переходу, при необходимости, от централизованного к децентрализованному управлению.
46. При совершенствовании управления экономикой района, а также при разработке схем управления учитывать особенности работы органов управления в условиях военного времени.
Функции органов управления экономикой района на военное время должны быть определены в положениях об этих органах.
47. Для обеспечения устойчивого управления экономикой района в условиях военного времени предусматривать:
подготовку органов управления к осуществлению перевода экономики района, ее отраслевых и территориальных звеньев на выполнение заданий по плану расчетного года, а также к управлению действующими на соответствующей территории объектами независимо от их ведомственной принадлежности при нарушении их связей с центральными органами управления;
создание в установленном порядке системы рационального размещения запасных пунктов управления, оснащенных современными техническими средствами управления и обеспеченных необходимой документацией;
организацию взаимодействия органов управления при решении общих задач военного времени, согласованное использование пунктов управления и сопряжение систем связи и оповещения;
заблаговременную разработку и определение порядка сбора и обработки информации об обстановке на территории района, сложившейся после нападения противника;
подготовку отраслевых и территориальных АСУ, АСУ производственных объединений и крупных предприятий для решения задач военного времени, отработку способов управления при выходе из строя отдельных участков отраслевых и территориальных АСУ;
подготовку упрощенной системы сбора, составления, обработки и выдачи экономико-статистической информации, необходимой для оперативной оценки состояния отраслевых и территориальных звеньев экономики района в военное время.

Особые требования к экономике

Мероприятия по повышению устойчивости необходимо предусматривать в планах экономического и социального развития, в схемах и проектах районной планировки, в проектах и планах застройки и реконструкции города и населенных пунктов, а также в планах гражданской обороны.
48. В целях комплексного решения задач защиты населения и обеспечения его жизнедеятельности предусматривать:
накопление фонда убежищ и противорадиационных укрытий для населения;
обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;
обеспечение размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения из категорированных городов республики, зон возможных сильных разрушений и катастрофического затопления за пределами зон возможных сильных разрушений;
развитие в загородной зоне (за пределами зон возможных разрушений) существующих и строительство новых лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений и общественных зданий круглогодичного функционирования для развертывания в них коечной сети в военное время;
разработку мероприятий по приспособлению общественных зданий для размещения лечебных учреждений и их материально-техническое обеспечение в военное время по соответствующим нормам;
подготовку в загородной зоне источников и систем водоснабжения к работе в условиях военного времени;
организацию питания и снабжения населения предметами первой необходимости, его медицинского, коммунально-бытового и социального обслуживания;
организацию перевозки рабочих и служащих к местам работы и в загородную зону.
49. При совершенствовании размещения производительных сил обеспечивать:
создание территориально-производственных комплексов, обеспечивающих взаимосвязь всех входящих в них объектов различных отраслей экономики;
организацию устойчивых транспортно-экономических связей путем приближения кооперированных поставок и подготовку дублирующих источников материально-технического снабжения;
подготовку к организации внутриреспубликанской кооперации при восстановлении разрушенного производства важнейших видов продукции;
максимальное использование местных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, разработку мероприятий по замене на военное время сырья и материалов, ввозимых из других районов на местные;
разработку мероприятий по созданию подсобных хозяйств, предприятий, учреждений и организаций;
развитие коллективного и индивидуального огородничества, а также подсобных хозяйств населения, в первую очередь сельских районов республики.
50. В схемах и проектах районной планировки предусматривать:
комплексное использование подземного пространства для защиты населения, размещения объектов городского хозяйства, транспортных и инженерных коммуникаций;
развитие транспортных коммуникаций в городе с учетом проведения эвакуационных мероприятий, строительство и реконструкцию транспортных развязок, путепроводов и эстакад, дублирование мостовых переходов.
51. Для повышения устойчивости хозяйственно-питьевого водоснабжения и очистных сооружений предусматривать:
заблаговременное осуществление мероприятий по защите водоисточников, поверхностных водозаборов, водопроводных сооружений, артезианских скважин и шахтных колодцев от заражения радиоактивными, отравляющими и бактериальными средствами;
создание временных стационарных и подвижных средств очистки воды от всех видов заражения;
совершенствование организации контроля за зараженностью питьевой воды на городских водопроводных станциях и в сельской местности, оборудование артезианских скважин приспособлениями для обеспечения разбора воды населением.
52. При подготовке систем водоснабжения к работе в условиях военного времени заблаговременно принимать меры к эффективному использованию после нападения противника поверхностных и подземных водных ресурсов:
выбор источника хозяйственно-питьевого водоснабжения и построение распределительных сетей воды производить на основе разрабатываемых территориальных водных балансов в зависимости от объема, структуры и плотности водопотребления с учетом условий эксплуатации сетей в военное время;
при создании новых водохранилищ и водоемов учитывать особенность их использования в военное время.
53. Подготовка к восстановлению нарушенного городского хозяйства должна включать:
заблаговременную разработку возможных вариантов восстановления важнейших объектов городского хозяйства с определением оптимальной очередности восстановительных работ;
подготовку сил и средств для выполнения восстановительных работ на водопроводных, канализационных, газовых и энергетических сетях.
54. В системе жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания предусматривать:
создание резерва автономных источников электроэнергии для обеспечения бесперебойной работы важнейших систем городского хозяйства при нарушении централизованного снабжения;
разработку мероприятий по отключению магистральных и квартирных вводов газовых и других инженерных сетей в период эвакуации и рассредоточения населения из категорированных городов;
разработку мероприятий по консервации в особый период жилых зданий, население которых будет эвакуировано в загородную зону;
оборудование источников в городе, поселках и селах, расположенных в районах эвакуации и рассредоточения населения в военное время;
разработку мероприятий по приспособлению бань, предприятий химчистки и прачечных для работы в качестве санитарно-обмывочных пунктов и станций обеззараживания одежды, а также пропитки ее защитной пастой;
подготовку средств санитарной очистки и уборки для проведения дезактивации, дегазации и дезинфекции города, населенных пунктов и объектов экономики в военное время.


------------------------------------------------------------------