Решение Верховного суда Республики Мордовия от 24.10.2014 N 3-9/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 3 пункта 9 Типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 12.05.2014 N 208>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2014 г. № 3-9/2014

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Екония Гелы Какоевича,
с участием секретаря судебного заседания Т.С.В.,
с участием в деле:
заявителя А.Т.Р., законного представителя несовершеннолетней дочери А.А.Т., <...>, и его представителя по устному заявлению Б.И.Д.,
заявителя Б.К.А., законного представителя несовершеннолетних дочерей Б.Аи.К., <...>, и Б.Ам.К., <...>, и его адвоката Ашимова Марата Рафиковича,
заявителя Б.Т.А., законного представителя несовершеннолетней дочери Б.Л.Д., <...>, самой несовершеннолетней Б.Л.Д., достигшей четырнадцатилетнего возраста, ее второго законного представителя Б.Д.А. и его адвоката Ашимова Марата Рафиковича,
заявителя К.Н.К., законного представителя несовершеннолетней дочери К.Х.Н., <...>, и его адвоката Ашимова Марата Рафиковича,
заявителя К.Р.К., законного представителя несовершеннолетней дочери К.Ф.Р., <...>, и его адвоката Ашимова Марата Рафиковича,
заявителя Н.Р.Б., законного представителя несовершеннолетней дочери Н.С.Р., <...>, и его адвоката Ашимова Марата Рафиковича,
заявителя Р.Г.Н., законного представителя несовершеннолетней дочери Р.Б.Ф., <...>, и ее адвоката Ашимова Марата Рафиковича,
заинтересованного лица Правительства Республики Мордовия, его представителя Ч.И.В., заместителя начальника Управления по вопросам законодательства и правовой экспертизы Администрации Главы Республики Мордовия,
прокуроров Каштановой Елены Васильевны, начальника отдела прокуратуры Республики Мордовия, и Смирновой Валентины Егоровны, старшего помощника прокурора Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 24 октября 2014 года в городе Саранске гражданское дело по заявлению А.Т.Р., действующего в интересах несовершеннолетней дочери А.А.Т., Б.К.А., действующего в интересах несовершеннолетних дочерей Б.Аи.К. и Б.Ам.К., Б.Т.А., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Б.Л.Д., К.Н.К., действующего в интересах несовершеннолетней дочери К.Х.Н., К.Р.К., действующего в интересах несовершеннолетней дочери К.Ф.Р., Н.Р.Б., действующего в интересах несовершеннолетней дочери Н.С.Р., и Р.Г.Н., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Р.Б.Ф., о признании незаконным подпункта третьего пункта 9 Типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 мая 2014 года № 208,

установил:

12 мая 2014 года Правительством Республики Мордовия издано постановление № 208 "Об утверждении Основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия".
Пунктом 1 настоящего постановления утверждены Основные требования к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия (далее - Основные требования, Типовые требования).
В соответствии с подпунктом третьим пункта 9 Основных требований обучающимся запрещается ношение в образовательных организациях головных уборов в помещениях образовательных организаций (за исключением случаев, связанных с состоянием здоровья обучающихся).
Полный текст настоящего постановления опубликован официально для всеобщего сведения в газете "Известия Мордовии" от 20 мая 2014 года № 70.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 июня 2014 года № 289 в настоящее постановление и в Основные требования внесены изменения, в соответствии с которыми Основные требования стали именоваться Типовыми требованиями. При этом в подпункте третьем пункта 9 Типовых требований слова "(за исключением случаев, связанных с состоянием здоровья обучающихся)" исключены.
Полный текст постановления, которым внесены изменения в настоящее постановление, опубликован официально для всеобщего сведения в газете "Известия Мордовии" от 27 июня 2014 года № 91-35.
А.Т.Р., Б.К.А., Б.Т.А., К.Н.К., К.Р.К., Н.Р.Б. и Р.Г.Н., действующие в интересах несовершеннолетних дочерей, обратились в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным подпункта третьего пункта 9 Типовых требований.
В обоснование заявления указали на то, что их дочери обучаются в муниципальных общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия. В результате исполнения муниципальными общеобразовательными учреждениями, департаментами образования настоящего постановления на их дочерей оказывалось моральное давление, им пытались навязать семейное обучение, предупреждали, что их дочери не будут допущены к занятиям, проводились различного рода беседы, выносились дисциплинарные взыскания и т.д. В результате применения настоящего постановления их дочери не имели возможности в полной мере исповедовать свою религию - Ислам, их вынуждали действовать наперекор своей совести и внутреннему убеждению. Запрет ношения обучающимися в образовательных организациях головных уборов в помещениях образовательных организаций нарушает права их дочерей на свободу вероисповедания, общедоступность образования и отсутствие дискриминации в сфере образования. Оспариваемая норма противоречит пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Оспариваемая норма противоречит частям 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которым в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии со статьей 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральным законом не установлен запрет ношения обучающимися в образовательных организациях головных уборов в помещениях образовательных организаций, и Правительство Республики Мордовия превысило свои полномочия.
Просили признать оспариваемый подпункт третий пункта 9 Типовых требований незаконным.
Представитель Правительства Республики Мордовия Ч.И.В. подала письменные возражения на заявление, считая, что оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия принят Правительством Республики Мордовия по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий Правительства Республики Мордовия, и федеральному закону не противоречит.
Просила в удовлетворении заявления отказать.
В судебное заседание Б.Т.А., законный представитель несовершеннолетней дочери Б.Л.Д., не явилась, о времени и месте судебного заседания была надлежаще извещена, сведений о причинах неявки не представила, и отложить разбирательство дела не просила.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Верховный Суд Республики Мордовия пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие Б.Т.А.
В судебном заседании А.Т.Р. и его представитель Б.И.Д., Б.К.А., несовершеннолетняя Б.Л.Д. и ее законный представитель Б.Д.А., К.Н.К., К.Р.К., Н.Р.Б., Р.Г.Н., их адвокат М.Р.Ашимов заявление поддержали по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Мордовия Ч.И.В. относительно заявления возразила по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании прокуроры Е.В.Каштанова и В.Е.Смирнова в заключении полагали, что оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия принят Правительством Республики Мордовия по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий Правительства Республики Мордовия, и федеральному закону не противоречит.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, выслушав заключение прокуроров, Верховный Суд Республики Мордовия приходит к следующему.
Согласно статье 72 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования издан Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 38 настоящего Федерального закона государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, полномочия по утверждению типовых требований к одежде обучающихся в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, в том числе к ведению Республики Мордовия.
В компетенцию Главы Республики Мордовия или Государственного Собрания Республики Мордовия указанные полномочия не входят, и в силу пункта 1 статьи 94 Конституции Республики Мордовия, пункта 4 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 года № 42-З "О Правительстве Республики Мордовия" эти полномочия вправе осуществлять Правительство Республики Мордовия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Конституции Республики Мордовия Правительство Республики Мордовия во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Мордовия, законов Республики Мордовия, указов и распоряжений Главы Республики Мордовия издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона Республики Мордовия от 12 ноября 2001 года № 42-З "О Правительстве Республики Мордовия" правовые акты Правительства Республики Мордовия, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Мордовия. Решения по оперативным, организационным, кадровым и другим текущим вопросам, не носящим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Мордовия.
Форма (вид) оспариваемого нормативного правового акта Республики Мордовия соблюдена.
Нарушения порядка (процедуры) принятия оспариваемого нормативного правового акта Республики Мордовия не установлено.
Полные тексты оспариваемого нормативного правового акта Республики Мордовия и изменений к нему опубликованы официально для всеобщего сведения в газете "Известия Мордовии", что отвечает требованиям статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года № 10-З "О правовых актах Республики Мордовия".
В силу положений пункта 2 статьи 70 настоящего Закона Республики Мордовия газета "Известия Мордовии" является одним из источников официального опубликования правовых актов Республики Мордовия.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия принят в пределах полномочий Правительства Республики Мордовия с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Заявители оспаривают подпункт третий пункта 9 Типовых требований, которым установлен запрет ношения обучающимися в образовательных организациях головных уборов в помещениях образовательных организаций.
Заявители считают, что оспариваемая норма нарушает права их дочерей, исповедующих Ислам, на свободу вероисповедания и общедоступность образования. С нарушением других прав несовершеннолетних детей, исповедующих Ислам, заявление не связано. Заявители считают, что оспариваемая норма противоречит пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и частям 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Исходя из этого, предметом судебной проверки является проверка соответствия оспариваемой нормы федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, с точки зрения нарушения прав несовершеннолетних дочерей заявителей, исповедующих Ислам, на свободу вероисповедания и образование.
В соответствии со статьей 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Вместе с тем в соответствии со статьей 14 (часть 1) Конституции Российской Федерации Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регулируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Согласно пункту 2 статьи 4 настоящего Федерального закона в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципе светского характера образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Как следует из преамбулы оспариваемого нормативного правового акта Республики Мордовия, Типовые требования утверждены в целях обеспечения светского характера образования в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия. При этом Типовые требования согласно их пункту 1 направлены, в частности, на устранение признаков религиозного различия между обучающимися в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия.
Следовательно, оспариваемая норма устанавливает запрет ношения в образовательных организациях головных уборов в помещениях образовательных организаций для всех обучающихся независимо от их вероисповедания в целях обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, поддержания в них религиозного нейтралитета.
Оспариваемая норма пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", закрепляющему конституционное право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, не противоречит.
Более того, оспариваемая норма полностью соответствует принципу равенства прав обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности, вытекающему из статьи 19 Конституции Российской Федерации и пункта 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Обеспечивая светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, государство вправе устанавливать типовые требования к одежде обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях независимо от отношения обучающихся к религии и религиозной принадлежности.
Право обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях действовать в соответствии со своим вероисповеданием не может рассматриваться избирательно, в отрыве от права верующих на соблюдение иных религиозных канонов, обрядов и церемоний (совершение молитв, постов и т.п.).
Оспариваемый нормативный правовой акт Республики Мордовия принят Правительством Республики Мордовия во исполнение требований федерального законодательства об обеспечении государством светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. При этом очевидно, что светский характер образования предполагает обеспечение государством принципа секуляризма и религиозной нейтральности системы государственного образования в целях исключения конфликта прав и интересов граждан с различным вероисповеданием, а также уважения плюрализма и свободы других лиц, не исповедующих никакой религии, или атеистов.
Установление типовых требований к одежде обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях не должно рассматриваться как ограничение прав обучающихся на свободу совести и вероисповедания.
Оспариваемая норма частям 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", гарантирующим в Российской Федерации право каждого человека на образование независимо от отношения к религии, убеждений, также не противоречит.
Оспариваемая норма устанавливает запрет ношения в образовательных организациях головных уборов в помещениях образовательных организаций для всех обучающихся независимо от вероисповедания обучающихся, и не ограничивает право верующих граждан на получение образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.
При этом в силу положений статей 17, 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 19 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в Российской Федерации образование может быть получено как в государственных и муниципальных образовательных организациях, так и в частных образовательных организациях, в том числе в религиозных образовательных организациях, процесс обучения в которых организуется в соответствии с канонами того или иного вероисповедания.
Оспариваемая норма федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Сам по себе запрет ношения в государственных и муниципальных образовательных организациях головных уборов права обучающихся на свободу вероисповедания и образование не нарушает, дискриминации в сфере образования не создает.
Изложенная правовая позиция подтверждается сложившейся практикой Европейского Суда по правам человека, например, решениями по делу Лейла Шахин против Турции (№ 44774/98), Куртулмуш против Турции (№ 65500/01), Керванджи против Франции (№ 31645/04), Догру против Франции (№ 27058/05).
В соответствии с частью первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В связи с этим в удовлетворении заявления должно быть отказано.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199, 253, 320.1, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

в удовлетворении заявления А.Т.Р., действующего в интересах несовершеннолетней дочери А.А.Т., Б.К.А., действующего в интереса несовершеннолетних дочерей Б.Аи.К. и Б.Ам.К., Б.Т.А., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Б.Л.Д., К.Н.К., действующего в интересах несовершеннолетней дочери К.Х.Н., К.Р.К., действующего в интересах несовершеннолетней дочери К.Ф.Р., Н.Р.Б., действующего в интересах несовершеннолетней дочери Н.С.Р., и Р.Г.Н., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Р.Б.Ф., о признании незаконным подпункта третьего пункта 9 Типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 мая 2014 года № 208, отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
Г.К.ЕКОНИЯ


------------------------------------------------------------------