Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 15.08.2014 N 363 "О принятии в первом чтении проекта решения Совета депутатов городского округа Саранск "Об утверждении правил пользования системами ливневой и дренажной канализации в городском округе Саранск"



СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2014 г. № 363

О ПРИНЯТИИ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ СОВЕТА
ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМАМИ ЛИВНЕВОЙ И ДРЕНАЖНОЙ
КАНАЛИЗАЦИИ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ САРАНСК"

Рассмотрев проект решения Совета депутатов городского округа Саранск "Об утверждении правил пользования системами ливневой и дренажной канализации в городском округе Саранск" Совет депутатов городского округа Саранск решил:

1. Принять в первом чтении прилагаемый проект решения Совета депутатов городского округа Саранск "Об утверждении правил пользования системами ливневой и дренажной канализации в городском округе Саранск".

2. Поручить Департаменту городского хозяйства Администрации городского округа Саранск доработать указанный проект решения с учетом поступивших замечаний и внести его на рассмотрение во втором чтении на очередную сессию Совета депутатов городского округа Саранск.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Совета депутатов
городского округа Саранск
Н.Ф.БУРНАЙКИН




Приложение
к решению Совета депутатов
городского округа Саранск
от 15 августа 2014 г. № 363


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ
СИСТЕМАМИ ЛИВНЕВОЙ И ДРЕНАЖНОЙ КАНАЛИЗАЦИИ
В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ САРАНСК

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа Саранск, Совет депутатов городского округа Саранск, решил:

1. Утвердить прилагаемые Правила пользования системами ливневой и дренажной канализации в городском округе Саранск.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Совета депутатов
городского округа Саранск
Н.Ф.БУРНАЙКИН




Утверждено
решением Совета депутатов
городского округа Саранск
от "__" __________ 20__ г. № ___

ПРАВИЛА

ПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМАМИ ЛИВНЕВОЙ И ДРЕНАЖНОЙ
КАНАЛИЗАЦИИ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ САРАНСК

Правила пользования системами
ливневой и дренажной канализации
в городском округе Саранск

Настоящие Правила определяют порядок, условия приема, транспортировки, очистки и отведения поверхностного стока с городских территорий (включая селитебные территории, территории промышленных предприятий, стройплощадок, организаций, учреждений и т.д.) и близких к нему по составу производственных сточных вод, а также дренажных вод в городскую систему ливневой и дренажной канализации.
Правила регламентируют требования к организации, качеству сбрасываемых поверхностных и дренажных сточных вод, порядок контроля и оплаты сбросов, обязанности сторон, ответственность абонентов и уполномоченной организации, механизм реализации указанных прав и соответствующих требований, а также меры ответственности за нарушение настоящих Правил. Отношения, неурегулированные настоящими Правилами, с учетом дополнительных требований, предусматривающих местную специфику и особенности пользования системами ливневой и дренажной канализации, определяются договором между сторонами в соответствии с общими положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

1. Основные понятия и термины,
используемые в Правилах

В настоящих Правилах применяются следующие понятия:
Абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоотведения, которые непосредственно присоединены к системам ливневой и дренажной канализации, так и в результате неорганизованного отвода поверхностных сточных вод, заключившие с уполномоченной организацией договор на прием поверхностных сточных вод.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры, организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
Аварийный сброс - сброс сточных вод в городские сети ливневой и дренажной канализации или в поверхностные водотоки в результате аварий на сетях и сооружениях абонента.
Водохозяйственный баланс - соотношение между потреблением и использованием объемов воды всеми пользователями, а также отведением ее во все системы городского водоотведения и поверхностные водные объекты.
Выпуск - выпуск ливневой канализации для сброса поверхностных сточных вод в водные объекты с устройством бетонного оголовка или без него.
Городская система ливневой и дренажной канализации - городские сети для отведения поверхностных (дождевых и талых), поливомоечных, инфильтрационных, дренажных сточных вод, а также нормативно-чистых, нормативно-очищенных и близких по составу к поверхностным производственных сточных вод.
Граница балансовой принадлежности - линия раздела элементов систем водоотведения и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов систем водоотведения по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоотведения, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.
Дождеприемники - решетки, имеющие отверстия как горизонтального, так и вертикального типа в плоскости проезжей части.
Дождеприемные колодцы - специальные водоприемные колодцы, устанавливаемые на затяжных участках спусков (подъемах), на перекрестках и пешеходных переходах со стороны притока поверхностных вод, в местах улиц, дворовых и парковых территорий, не имеющих стока поверхностных вод.
Дренажная канализация - сети канализации, предохраняющие отдельные здания и сооружения от подтопления грунтовыми водами и отводящие их в системы ливневой и дренажной канализации.
Контрольный колодец - колодец, предназначенный для учета и отбора проб поверхностных сточных вод абонента, или последний колодец на системе ливневой канализации абонента перед врезкой ее в городскую систему ливневой и дренажной канализации.
Ливневая канализация - сети канализации, отводящие с территории автодорог, селитебной застройки поверхностные, талые и поливомоечные воды, состоит из подземной сети трубопроводов, водосточных выпусков с оголовками, дождеприемных решеток и колодцев, принимающих воду из лотков, смотровых колодцев.
Лимит водоотведения - установленный абоненту природоохранными органами предельный объем сбрасываемых поверхностных сточных вод на определенный период времени.
Нормативы сброса - установленные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации объем и состав сточных вод, разрешенные к приему в городскую систему ливневой и дренажной канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Обслуживающая организация - предприятие (организация), осуществляющая содержание городской системы ливневой и дренажной канализации на основании заключенного уполномоченной организацией муниципального контракта на обслуживание ливневой и дренажной канализации.
Уполномоченная организация - организация, на балансе в оперативном управлении которой находится городская система ливневой и дренажной канализации.
Открытая система водостока - система водостока, состоящая из лотков, водоотводных канав (кюветов, арыков и др.), переездных труб и мостиков в местах пересечений улиц, других подобных сооружений.
Площадь водосбора (водосборная площадь) - территория, сток с которой формирует водный объект. От ее функционального назначения и состояния зависит как объем поверхностного стока, так и его качественный состав.
Пропускная способность систем ливневой канализации - возможность системы ливневой канализации пропустить расчетное количество дождя при предельных периодах однократного переполнения сети, ливневая канализация должна пропускать лишь часть расхода дождевого стока, остальная часть которого временно затопляет проезжую часть улиц и при наличии уклона стекает по ее лоткам, при этом высота затопления улиц не должна вызывать затопление подвальных и полуподвальных помещений.
Разрешительная документация - разрешение на присоединение к системам ливневой канализации, выдаваемое органами местного самоуправления, и технические условия на присоединение, выдаваемые уполномоченной организацией либо документация, выдаваемая природоохранными органами, регламентирующая качественные и количественные показатели сточных вод Абонента.
Самовольное подключение к системам ливневой канализации - присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий.
Сверхнормативный сброс поверхностных сточных вод - сброс поверхностных сточных вод и загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы водоотведения по объему и составу.
Селитебные зоны - городская территория, на которой располагаются жилые районы и микрорайоны, общественно-торговые объекты, улицы, проезды, магистрали, объекты озеленения, а также отдельные коммунальные и промышленные объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон.
Сети абонента - ливневая или дренажная сеть, находящаяся на балансе абонента.
Смотровые колодцы - колодцы, устанавливаемые на сети ливневой канализации в местах присоединений, в местах изменения направления, уклонов и диаметров трубопроводов, на прямых участках на расстоянии в зависимости от диаметра труб, размеры в плане колодцев ливневой канализации принимаются в зависимости от трубы наибольшего диаметра.
Состав поверхностных сточных вод - характеристика сточных вод, включающая перечень загрязняющих веществ и их концентрацию.
Сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Субабонент - лицо, отводящее по договору с абонентом поверхностные сточные воды в сети ливневой и дренажной канализации абонента.

2. Основные положения

2.1. Городская система ливневой и дренажной канализации предназначена для приема, транспортировки, очистки и отведения поверхностных (дождевых и талых), поливомоечных, дренажных сточных вод, а также нормативно-чистых, нормативно-очищенных и близких по составу к поверхностным производственных сточных вод, которые не приведут к нарушению работы сетей ливневой и дренажной канализации и сооружений и не представляют опасности для обслуживающего персонала.
Вопрос о принятии в городскую ливневую и дренажную систему нормативно-очищенных производственных сточных вод и производственных сточных вод, близких по составу к поверхностным, в каждом отдельном случае решается в соответствии с нормативами сброса и правилами безопасной эксплуатации сетей.
2.2. Правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, сточные воды которых поступают в городскую систему ливневой и дренажной канализации, независимо от ведомственной подчиненности и вида собственности.
2.3. Требования Правил обязательно должны учитываться при:
- оформлении документации для получения абонентами разрешения на сброс поверхностных вод в городскую систему ливневой и дренажной канализации;
- заключении договоров на прием сточных вод абонентов в городскую систему ливневой и дренажной канализации;
- разработке проектов строительства (реконструкции) объектов, прием поверхностного стока от которых предусматривается в городскую систему ливневой и дренажной канализации городского округа Саранск, проектов на строительство устройств и сооружений для присоединения объектов к указанным системам ливневой и дренажной канализации;
- организации работ по отбору проб, хранении и доставке отобранных проб, проведении аналитических работ на городской системе ливневой и дренажной канализации.
2.4. При изменении водохозяйственного назначения водного объекта, являющегося приемником сточных вод, уровень нормативных требований подлежит пересмотру.
2.5. Сброс поверхностных и дренажных вод в городскую систему ливневой и дренажной канализации может производиться только при наличии договора на прием и пропуск сточных вод.
2.6. Договор на прием и пропуск поверхностных и дренажных сточных вод в городскую систему ливневой и дренажной канализации в г.о. Саранск заключается уполномоченной организацией с абонентом с учетом выполнения им технических условий по водоотведению, выданных уполномоченной организацией и требований настоящих Правил.
2.7. Для присоединения абонентов к городской системе ливневой и дренажной канализации уполномоченная организация выдает технические условия с последующим заключением договора на прием и пропуск поверхностных и дренажных сточных вод в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Технические условия должны содержать мероприятия, направленные на повышение устойчивости работы городской системы ливневой и дренажной канализации и сокращение сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
2.8. Присоединение объектов к городской системе ливневой и дренажной канализации может быть произведено только после заключения договора с уполномоченной организацией и выполнения технических условий с предоставлением в полном объеме отчетных документов.
2.9. Границы ответственности за техническое состояние и обслуживание сооружений и устройств на них между уполномоченной организацией и абонентами устанавливаются по границам эксплуатационной ответственности или балансовой принадлежности и отмечаются в приложении к договору на прием и пропуск поверхностных и дренажных сточных вод:
- городские сети и колодец (или камера) в точке подключения к городской системе ливневой и дренажной канализации эксплуатируются обслуживающей организацией;
- устройства и сооружения присоединения абонента к колодцу (или камере) на городской системе ливневой и дренажной канализации, а также сети абонента, сооружения и устройства на них, водосточные выпуски, насосные станции перекачки, локальные очистные сооружения находятся на обслуживании абонента.
2.10. Методика расчета платы за подключение, абонентской платы за прием и пропуск поверхностных и дренажных сточных вод, базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ и повышающие коэффициенты к ним (включая коэффициенты за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ) утверждаются в установленном порядке.
2.11. Порядок расчета и внесения абонентом платежей определяется договором, взыскание платежей при их неуплате производится в предусмотренном законом порядке.
2.12. Уполномоченная организация имеет право предъявлять претензии и иски к абонентам о возмещении ущерба, нанесенного сетям ливневой и дренажной канализации и сооружениям на них, в соответствии с настоящими Правилами и действующим законодательством.
2.13. Уполномоченная организация, обслуживающая организация и абонент несут ответственность за невыполнение требований настоящих Правил и действующего законодательства.
2.14. Отношения, неурегулированные Правилами, определяются договором между уполномоченной организацией и абонентом, нормами действующего законодательства.
2.15. Производство всех аварийных разрытий в черте города, независимо от ведомственной подчиненности, при пересечении с ливневой или дренажной канализацией допускается только после согласования с уполномоченной организацией и в присутствии ее представителя.
2.16. Утечки водопроводно-канализационного и теплового хозяйства по городу считаются по пропускной способности дождеприемной решетки.

3. Порядок выдачи технических условий,
условий подключения, согласований проектной
документации на водоотведение

3.1. Для подключения к системе ливневой и дренажной канализации строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов правообладатель земельного участка должен получить технические условия и условия подключения у уполномоченной организации, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Проектная документация должна быть разработана в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, санитарно-гигиеническими нормами и техническими условиями, а также настоящими Правилами.
Порядок выдачи технических условий определяется соответствующим административным регламентом.
3.2. Технические условия на присоединение к системам ливневой и дренажной канализации своим содержанием должны определять:
- место присоединения к системам ливневой (дренажной) канализации и точку отбора проб сточной воды;
- порядок согласования проектной документации;
- срок действия технических условий;
- ведомственную принадлежность проектируемого, реконструируемого присоединения и границы раздела сетей организации и абонента;
- специальные технические требования к устройству присоединения;
- количество, состав и режим приема поверхностных и дренажных стоков, отводимых предприятием-абонентом;
- требования к устройствам для отбора проб и измерений отводимых поверхностных и дренажных стоков.

4. Условия заключения договора
на оказание услуг по водоотведению

4.1. Прием сточных вод в городскую систему ливневой и дренажной канализации осуществляется на основании договора, заключенного между абонентом и уполномоченной организацией.
4.2. Для заключения договора абонент представляет в уполномоченную организацию заверенные подписью руководителя и печатью организации следующие документы:
- заявление о намерении заключить договор с характеристикой присоединяемого объекта, его назначением;
- гарантийное письмо;
- регистрационную карточку с указанием реквизитов абонента (в т.ч. реквизитов обслуживающего банка);
- генплан в масштабе 1:500 со всеми подземными коммуникациями;
- копию документа, подтверждающего право собственности или иное право абонента на занимаемый земельный участок с указанием его размера;
- расчет водосборной площади с расчетным объемом (либо по данным прибора учета) поверхностных и дренажных сточных вод;
- перечень содержащихся в отводимых водах взвешенных и растворенных загрязнений, их концентрации и количество, в том числе кислот, щелочей, ядовитых веществ, солей тяжелых металлов, данные о степени загрязнения отводимых сточных вод радиоактивными веществами, данные анализов по среднему количеству отводимых дождевых стоков (копия результатов анализа сточных вод, выполненного аккредитованной или аттестованной для производства указанных работ организацией (лабораторией));
- баланс водопотребления и водоотведения или при его отсутствии - копия Договора с организацией водопроводно-канализационного хозяйства;
- технические условия на подключение к городской системе ливневой и дренажной канализации (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83);
- сведения о субабонентах.
4.3. До заключения договора уполномоченная организация вправе произвести контрольные отборы проб и необходимые анализы по поверхностному и дренажному стоку, отводимому с территории абонента, за счет средств абонента.
4.4. В случае изменения схем отведения стоков или условий формирования поверхностного и дренажного стока в договор вносятся дополнения или заключается новый договор.
4.5. Абонент, имеющий договорные отношения с уполномоченной организацией, при наличии установленной последней технической возможности вправе разрешить присоединение к находящимся на его балансе и обслуживании (абонента) системам ливневой и дренажной канализации сооружений и устройств других абонентов (субабонентов). Субабоненты в этом случае обязаны заключить договор по приему и пропуску поверхностных и дренажных сточных вод в порядке, изложенном в п.п. 4.2, 4.3 и 4.4 настоящих Правил с основным абонентом. В приложении к договору между основным абонентом и уполномоченной организацией приводятся данные о всех присоединениях к сетям основного абонента субабонентов с указанием их наименования, ведомственной принадлежности, сведений об объеме отводимых вод, дождеприемных устройствах или иных необходимых данных.
4.6. Абонент, подключенный ранее к существующим сетям водоотведения и отказывающийся заключить договор с уполномоченной организацией на предоставление услуг по приему и пропуску поверхностных и дренажных сточных вод, отключается от городских систем ливневой и дренажной канализации. Повторное подключение производится после заключения договора и возмещения всех затрат, понесенных обслуживающей организацией и уполномоченной организацией.
4.7. Уполномоченная организация после получения заявки и перечисленных данных от заказчика (абонента) согласовывает (или отказывает) в срок до 14 рабочих дней подключение на присоединение к действующим системам ливневой канализации.
4.8. Плата за подключение к городской системе ливневой и дренажной канализации является единовременной, тариф на прием и пропуск поверхностных и дренажных вод рассчитывается согласно утвержденным методикам. Выдача технических условий осуществляется без взимания платы.
4.9. При недостаточной пропускной способности систем ливневой и дренажной канализации уполномоченная организация вправе требовать от абонента (застройщика) выполнения проектных и строительных работ по прокладке увеличенных сетей ливневой канализации, их отдельных участков и устройства сооружений на них.
4.10. С учетом изменяющихся экологических требований к качеству сбрасываемых вод уполномоченная организация вправе предложить абоненту (застройщику) построить (отремонтировать существующие) или войти в долевое участие по строительству локальных очистных сооружений на выпуске центрального коллектора в районе строительства.
4.11. В случае отказа абонента (застройщика) от выполнения поставленных условий уполномоченная организация вправе отказать абоненту (застройщику) в присоединении к системам ливневой и дренажной канализации.
4.12. На основе полученных от уполномоченной организации технических условий на присоединение проектная организация разрабатывает проект присоединения в соответствии с действующими СНиПами, а также другими нормативными документами. Выполнение технических условий, выданных уполномоченной организацией обязательно для абонентов (застройщиков) и проектных организаций-разработчиков проектов ливневой и дренажной канализации.
4.13. Проект присоединения к системам ливневой и дренажной канализации должен быть выполнен в полном соответствии с действующими нормами и правилами и иметь соответствующие согласования органов госнадзора.
4.14. Уполномоченная организация обязана рассмотреть представленный на согласование проект присоединения в течение 30 дней. При этом организация должна проверить соответствие разработанного проекта ранее выданным техническим условиям и требованиям настоящих Правил. За соответствие разработанного проекта требованиям СНиП и других нормативных документов ответственность несет проектная организация.
4.15. Все изменения, вносимые в проектные решения, в процессе проектирования и отступления от выданных технических условий на присоединение подлежат дополнительному согласованию с уполномоченной организацией.
4.16. Действия согласованных проектных решений и технических условий на присоединение объектов к системам ливневой и дренажной канализации не должны быть менее нормативной продолжительности проектирования и строительства возводимых объектов.
4.17. Один экземпляр согласованного уполномоченной организацией проекта присоединения возвращается абоненту, второй используется уполномоченной организацией для осуществления технического надзора за строительством и приемкой в эксплуатацию присоединяемой системы ливневой и дренажной канализации.
4.18. Все работы по устройству или реконструкции присоединения производятся силами и средствами абонента под техническим надзором уполномоченной организации.
4.19. До пуска в эксплуатацию все системы ливневой и дренажной канализации и сооружения в обязательном порядке предъявляются абонентом (строительной организацией) к сдаче с предоставлением исполнительной документации по сетям и сооружениям ливневой и дренажной канализации уполномоченной организации, при этом участие представителя организации в работе государственной и рабочей приемочной комиссий является обязательным.
4.20. Передача систем ливневой и дренажной канализации, сооружений и устройств на баланс уполномоченной организации осуществляется абонентом (застройщиком) или их настоящими владельцами в соответствии с настоящими Правилами и в порядке передачи объектов жилищного фонда и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность.
4.21. Пуск в эксплуатацию построенных присоединений производится в присутствии представителя абонента и строительной организации после заключения договора с уполномоченной организацией по оказанию услуг по приему и пропуску поверхностных и дренажных сточных вод.
4.22. Абонент в полном объеме несет ответственность за организацию оптимальных режимов в работе систем ливневой и дренажной канализации и сооружений на них и по указанию уполномоченной организации ликвидирует своими силами и средствами все выявленные технические неисправности.
4.23. Самовольное подключение к действующим системам ливневой и дренажной канализации запрещено. Самовольным считается присоединение, которое произведено без участия технадзора со стороны уполномоченной организации, либо без разрешительной документации.
4.24. Ответственность за самовольное присоединение к системам ливневой и дренажной канализации или за несанкционированный сброс поверхностных (грунтовых, технологических) вод несет владелец присоединения (застройщик, абонент). Лицо, осуществившее самовольное подключение, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
4.25. При обнаружении самовольного присоединения или несанкционированного сброса поверхностных (грунтовых, технологических) вод представителем уполномоченной организации, совместно с представителем обслуживающей организации оформляется акт в 2-х экземплярах, один из которых вручается владельцу присоединения (застройщику, абоненту). При несогласии абонента (застройщика) с содержанием акта он обязан подписать акт с указанием своих возражений по предъявленным претензиям. При отказе абонента (застройщика) от подписи по просьбе уполномоченной организации, в акте делается отметка об отказе. В этом случае акт считается действительным и является основанием для определения меры ответственности владельца присоединения (застройщика) и возмещения причиненного ущерба или вреда в установленном законодательством и настоящими Правилами порядке.
4.26. Обнаруженное самовольное присоединение к системе ливневой и дренажной канализации или несанкционированный сброс поверхностных, грунтовых или технологических стоков влечет немедленное отключение абонента (застройщика).

5. Порядок контроля над сбросом
поверхностных сточных и дренажных вод

5.1. Абонент обязан осуществлять постоянный контроль за количеством и качеством поверхностных и дренажных сточных вод, поступающих с его территории в городскую систему ливневой и дренажной канализации.
Контроль осуществляется путем анализа состава поверхностных и дренажных сточных вод в контрольных колодцах у выпуска в городскую систему ливневой и дренажной канализации, а также измерением их количества.
При невозможности отбора пробы в контрольном колодце отбор осуществляется на первом колодце после места присоединения сетей абонента на общем коллекторе. Данная проба приравнивается к пробе, отобранной в контрольном колодце.
5.2. Сведения об объемах поверхностных сточных вод, их качественном составе абоненты представляют в уполномоченную организацию с периодичностью и по форме, установленными в договоре на прием и пропуск стоков.
График с перечнем контролируемых ингредиентов и методы контроля состава поверхностных сточных вод абонент согласовывает с уполномоченной организацией. График составляется абонентом, исходя из учета проведения лабораторного контроля один раз в месяц в летний период (с апреля по сентябрь) и один раз в три месяца в зимний период (с октября по март). Результаты лабораторного контроля абонент передает в уполномоченную организацию. Перечень определяемых (контролируемых) веществ и частота отбора проб сточных вод для конкретных абонентов могут быть как расширены, так и сокращены (в зависимости от результатов, полученных в течение года) по согласованию с уполномоченной организацией.
5.3. При отсутствии у абонента аккредитованной лаборатории по контролю качества поверхностных и дренажных сточных вод производство анализов может быть поручено на договорных условиях любой другой аккредитованной лаборатории.
5.4. Уполномоченная организация вправе осуществлять периодический лабораторный контроль за качеством сбрасываемых поверхностных и дренажных сточных вод в открытый водоем. Внеплановый лабораторный контроль проводится при аварийных сбросах, а также в случаях превышения нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, обнаруженных в результатах лабораторного контроля, предоставленных абонентом.
5.5. Абоненты обеспечивают возможность беспрепятственного доступа по первому требованию сотрудников уполномоченной организации, для проведения контроля за сбросом поверхностных сточных вод, включая предоставление необходимых документов, приборов, устройств, своего представителя.
5.6. Отбор проб поверхностных сточных вод производится сотрудниками уполномоченной организации, либо сотрудниками аттестованной лаборатории (заключившей соответствующий договор с уполномоченной организацией) в присутствии представителя абонента, который ставится в известность о факте отбора не менее чем за 15 мин.
Абонент в присутствии представителя уполномоченной организации, может отобрать параллельную пробу.
5.7. При отборе проб воды составляется и подписывается обеими сторонами акт в 2-х экземплярах, удостоверяющих правильность места и порядка отбора проб. Один экземпляр передается абоненту, другой остается у сотрудников уполномоченной организации. При несогласии абонента с содержанием акта абонент обязан подписать его с указанием своих возражений по предъявленным претензиям.
5.8. Отобранная проба доставляется в аттестованную лабораторию, с которой уполномоченная организация заключила договор на проведение анализов, не позже 2 часов с момента отбора проб для исследования.
5.9. При недопуске представителя уполномоченной организации, для отбора проб поверхностных сточных вод составляется акт о недопуске (в 2-х экземплярах), который подписывается обеими сторонами. При отказе абонента от подписания акта о недопуске последний вступает в законную силу в одностороннем порядке с применением п. 5.1 настоящих Правил.
5.10. При обнаружении абонентом влияния третьей стороны или других причин, приведших к нарушению установленных нормативов сброса, уполномоченная организация, по заявлению абонента проводит проверку сетей с представителями абонента и третьей стороны, составляет акт проверки и применяет необходимые меры к нарушителю.

6. Требования и условия отведения
сточных вод в городскую систему ливневой
и дренажной канализации и водные объекты

6.1. В городскую систему ливневой и дренажной канализации могут быть приняты поверхностные, дренажные и близкие к ним по составу (нормативно-чистые и нормативно-очищенные) производственные сточные воды, которые не вызывают нарушений в работе сетей и сооружений городской системы ливневой и дренажной канализации, обеспечивают безопасность их эксплуатации, не представляют опасности для обслуживающего персонала, а также не вызывают ухудшения состояния водных объектов, в которые они сбрасываются.
6.2. Сточные воды, сбрасываемые в городскую систему ливневой и дренажной канализации, не должны содержать:
- вещества в концентрациях, приводящих к нарушению технологического режима работы сетей и сооружений;
- вещества в концентрациях, превышающих установленную абоненту допустимую концентрацию или временно согласованную концентрацию;
- вещества, засоряющие трубы, колодцы, решетки или осаждающиеся на стенках труб, колодцев, решеток, а также вещества, способные в системе канализации образовывать полимеры в виде крошки, сгустков или комков;
- окалину, известь, песок, гипс, металлическую стружку, каныгу, волокна, грунт, строительный и бытовой мусор, производственные и хозяйственные отходы, шламы и осадки от локальных очистных сооружений, всплывающие вещества;
- вещества, оказывающие разрушающее действие на материал труб и элементы сооружений канализации, например, кислоты, щелочи, нерастворимые масла, смолы, мазут и т.п.;
- вещества, способные образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные, токсичные газы и смеси (сероводород, сероуглерод, окись углерода, бензин, керосин, диэтиловый эфир, дихлорметан, пары ароматических углеводородов, хлороформ, четыреххлористый углерод, цианистоводородная кислота и др.);
- бактериальные загрязняющие вещества, радионуклиды, концентрированные маточные и кубовые растворы, отработанные электролиты, сточные воды свинокомплексов и ферм крупного рогатого скота без предварительной очистки.
- хозяйственно-бытовые, фекальные воды, воды из подвалов жилых домов, продувочных вод котельных и вод из оборотных систем.
6.3. Содержание загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых в городскую систему ливневой и дренажной канализации, не должно превышать:
- при отсутствии очистных сооружений на городской системе ливневой и дренажной канализации - ПДК, установленные для водоема - приемника сточных вод соответствующей категории водопользования по всем нормируемым и контролируемым показателям, согласно таблице № 1, приведенной в разделе 6 настоящих Правил;
- при наличии очистных сооружений на городской системе ливневой и дренажной канализации - ПДК, установленные для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.
6.4. Нормативно-чистые производственные сточные воды принимаются в городскую систему ливневой и дренажной канализации (в каждом отдельном случае по согласованию с уполномоченной организацией) при условии, что их прием не нарушит нормальное функционирование этой системы, и их температура соответствует требованиям СанПиН 2.1.5.980-00, в случае, если их качественный состав близок к составу поверхностного стока и не подлежит приему в систему хозфекальной канализации.
6.5. При отведении поверхностного стока по рельефу местности определяются фактические среднестатистические величины показателей качества поверхностного стока с водосборных площадей с различным функциональным назначением.
6.6. Перечень контролируемых показателей состава сточных вод определяется уполномоченной организацией исходя из тех показателей, по которым контролируется организация уполномоченными органами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также показателей, которые влияют на технологические режимы работы сетей и сооружений ливневой и дренажной канализации и их техническое состояние.
6.7. Перечень контролируемых показателей состава сточных вод может быть изменен уполномоченной организацией в любое время в одностороннем порядке в случае изменения перечня показателей, по которым организация контролируется уполномоченными органами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также изменения показателей, влияющих на технологические режимы работы сетей и сооружений ливневой и дренажной канализации и их техническое состояние. При изменении перечня контролируемых показателей уполномоченная организация уведомляет об этом абонента (письменно, телефонограмма, электронная почта или иным способом).
6.8. Производственный экологический контроль осуществляется и оплачивается за счет собственных средств абонента.
6.9. Проверка соблюдения порядка производственного экологического контроля осуществляется уполномоченной организацией в пределах ее компетенции.
6.10. Для всех абонентов, пользующихся системами ливневой и дренажной канализации, отводимые поверхностные сточные воды в водные объекты должны соответствовать следующим нормативным документам:
1. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.
2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями и дополнениями).
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.5.980-00 "2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г.).
5. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления".
6. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
7. Свод правил СП 32.13330.2012 "СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 635/11).
8. Свод правил СП 131.13330.2012 "СНиП 23-01-99*. Строительная климатология" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. № 275).
9. "Рекомендации по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты", ФГУП НИО ВОДГЕО, 2006 г.
10. Временная инструкция по проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод СН 496-77 (утв. постановлением Госстроя СССР от 23 июня 1977 г. № 78).
11. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (утв. Госкомэкологии РФ 29 декабря 1998 г.).
12. Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 12 июля 2012 г. № 114 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Саранск".
13. Норматив допустимого сброса, утвержденный Отделом водных ресурсов Верхне-Волжского БВУ по Республике Мордовия.
14. Договор с водопроводно-канализационным хозяйством и баланс водопотребления и водоотведения (паспорт водного хозяйства) и другими нормативными актами, регулирующими хозяйственные отношения в этой области.

Таблица 1

Перечень нормируемых
и контролируемых показателей

№ п/п
Наименование загрязняющих веществ
Класс опасности
ПДК, мг/дм3
1
PH

6,5 - 8,5
2
Взвешенные вещества
4
10,0
3
Нефтепродукты
3
0,05
4
Сухой остаток
4
1000,0
5
Хлориды
4
300,0
6
Сульфаты
4
100,0
7


2
8
ХПК

30
9
Железо общее
4
0,1
10
Фосфаты
4
0,2
11

4
0,5
12
Нитраты
4
40
13
Нитриты
4
0,08
14
АПАВ
3
0,5
15
Специфически загрязняющие вещества, обусловленные технологическими процессами предприятия (организации), которые могут попасть в систему ливневой и дренажной канализации.

7. Ответственность и меры
воздействия за нарушение Правил

7.1. Ответственность за технически исправное состояние городских систем ливневой и дренажной канализации, а также очистных сооружений, станций перекачки, шлюзов и других сооружений несет организация, в хозяйственном ведении которой они находятся.
7.2. Абоненты несут ответственность за нарушение по их вине установленных правил приема (сброса), повлекшее сброс городской системой ливневой и дренажной канализации в водоем поверхностных сточных вод, загрязненных сверх установленных норм, других веществ и материалов, не регламентируемых настоящими Правилами, за аварии или несчастные случаи, возникшие на сооружениях и сетях муниципальной ливневой и дренажной канализации городского округа Саранск в связи со сбросом в них отходов производства, загрязняющих веществ, реагентов и других веществ и материалов, используемых в технологическом процессе предприятия и не соответствующих установленным нормативам, а также за недопуск представителя уполномоченной организации, для отбора проб поверхностных сточных вод, нарушение условий договоров.
7.3. Ответственность абонентов за последствия нарушения Правил определяется в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами. По решению органов местного самоуправления и органов госнадзора в соответствии с природоохранным законодательством деятельность абонента-нарушителя может быть ограничена, приостановлена или прекращена.
7.4. При систематических нарушениях со стороны абонентов настоящих Правил, непринятии мер по устранению нарушений уполномоченная организация вправе прекратить прием поверхностных сточных вод (расторгнуть договор в одностороннем порядке), уведомив об этом абонента в установленные сроки.
7.5. Уполномоченная организация регулярно информирует городскую Администрацию, органы госнадзора о всех нарушениях абонентами требований настоящих Правил, а также невыполнении абонентами разработанных планов организационно-технических, природоохранных мероприятий.
7.6. Уполномоченная организация несет ответственность перед абонентами за удовлетворительное техническое состояние сетей городской ливневой и дренажной канализации, не препятствующее нормальному приему сбрасываемых поверхностных вод.
7.7. Абоненты обязаны:
7.7.1. Не допускать нарушения требований, установленных в договоре с целью уменьшения сброса загрязняющих веществ с поверхностными водами на территории своего предприятия (организации).
7.7.2. Осуществлять следующие мероприятия:
- строительство и эксплуатацию очистных сооружений поверхностных и дренажных сточных вод;
- исключение сброса в ливневую и дренажную канализацию отходов производства и других загрязняющих веществ, в том числе нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов, веществ, для которых не установлены ПДК в воде для хозяйственно-питьевого, рекреационного и рыбохозяйственного водопользования;
- регулярная уборка территорий и поддержание ее в надлежащем санитарном состоянии;
- проведение своевременного ремонта дорожных покрытий;
- ограждение зеленых зон, исключающее смыв грунта во время ливневых дождей на дорожные покрытия;
- ремонт и очистка внутренней водосточной сети и сооружений на ней;
- упорядочение складирования и транспортировки сыпучих и жидких материалов;
- повышение технического уровня эксплуатации автотранспорта.
7.8. О случаях аварий, залповых сбросов и проведении аварийно-восстановительных работ, связанных с нарушением системы ливневой и дренажной канализации и условий договора, абоненты должны немедленно информировать уполномоченную организацию, а при сбросе в водоем - органы по охране окружающей среды.
7.9. При подключении нового объекта к действующей городской системе ливневой и дренажной канализации предприятие (организация) обязано представить акт приемки в эксплуатацию очистных сооружений (при их наличии).

8. Плата за прием сточных вод в городскую систему
ливневой и дренажной канализации

8.1. Абонент в соответствии с договором вносит платежи за технологическое присоединение, за прием и пропуск сточных вод и загрязняющих веществ, а также платежи за аварийные и залповые сбросы на счет Администрации городского округа Саранск.
Плата за технологическое подключение является единовременной.
Плановая плата за пользование городской системой ливневой и дренажной канализацией включает в себя платежи:
- за услуги по приему и пропуску поверхностных и дренажных сточных вод, устанавливаемые за каждый кубический метр стоков;
- за сброс загрязняющих веществ в сточных водах, устанавливаемый за массу каждого вещества и определенный в установленном порядке.
8.2. Расчеты с абонентами за принятые сточные воды производятся по утвержденным тарифам, определяемым с учетом реальных затрат на содержание сетей и сооружений ливневой и дренажной канализации, в соответствии с договором, заключенным между уполномоченной организацией и абонентом.
8.3. Расчеты с абонентами за принятые загрязняющие вещества производятся по базовым ставкам платы с учетом индексации.
8.4. Платежи за сброс загрязнений, содержащихся в принимаемых сточных водах, корректируются в конце года по результатам фактических анализов.
8.5. При обнаружении фактов попадания загрязняющих веществ в городскую систему ливневой и дренажной канализации или водные объекты города (в результате аварийного или залпового сброса с территории абонента) при наличии документального подтверждения факта нанесения инженерным сооружениям и коммуникациям ущерба, абонент возмещает ущерб уполномоченной организации, а также осуществляет платежи за сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду в соответствующем законодательству порядке.
8.6. В случае извещения абонентом о факте аварийного или залпового сброса загрязняющих веществ из общей суммы экономических санкций исключаются затраты абонента по локализации сброса и ликвидации его последствий непосредственно на водном объекте или на инженерных сооружениях организации, в хозяйственном ведении которой находятся сети, в которые был произведен сброс.


------------------------------------------------------------------