Закон РМ от 24.06.2014 N 52-З "О внесении изменений в Закон Республики Мордовия "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия"
24 июня 2014 года N 52-З
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ"
Принят
Государственным Собранием
Республики Мордовия
18 июня 2014 года
Статья 1
Внести в Закон Республики Мордовия от 30 марта 2005 года № 26-З "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия" (Известия Мордовии, 7 апреля 2005 года, № 48-6; 5 июля 2005 года, № 94-13; 2 декабря 2005 года, № 180-22; 23 марта 2007 года, № 42-10; 22 февраля 2008 года, № 27-7; 16 июля 2008 года, № 104-19; 22 ноября 2011 года, № 176-61) следующие изменения:
1. В статье 1:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Мордовия (далее - система профилактики), обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.";
2) в пункте 2:
подпункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) организация осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;";
дополнить подпунктами 10 и 11 следующего содержания:
"10) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
11) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.".
2. Пункт 2 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"2. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.".
3. В статье 2.1:
1) пункт 1 дополнить частью второй следующего содержания:
"Составной частью банка данных является банк данных об органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории Республики Мордовия.";
2) в пункте 2 слова "исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия в области юстиции (далее - уполномоченный орган)" заменить словами "Аппаратом Правительства Республики Мордовия";
3) в пункте 3 слова "Уполномоченный орган" заменить словами "Аппарат Правительства Республики Мордовия".
4. В подпункте 3 пункта 1 статьи 5 слова "уполномоченного органа" заменить словами "Аппарата Правительства Республики Мордовия".
5. В статье 10:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В состав Республиканской комиссии могут входить депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия, руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители иных государственных и муниципальных органов и учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, представители общественных и религиозных объединений, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними.";
2) в пункте 3 слова "исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия в области юстиции" заменить словами "Аппаратом Правительства Республики Мордовия";
3) в пункте 4 слова "в аппарате исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия в области юстиции" заменить словами "в Аппарате Правительства Республики Мордовия".
6. В статье 11:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Членами комиссии могут быть депутаты соответствующих представительных органов муниципальных образований, представители органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных и муниципальных органов и учреждений, представители общественных и религиозных объединений, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними.";
2) в части первой пункта 3:
слова "Заместитель председателя или ответственный секретарь" заменить словами "Заместитель председателя и (или) ответственный секретарь";
дополнить предложением следующего содержания: "В администрациях муниципальных образований для обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут быть созданы отделы или другие структурные подразделения.".
7. В статье 12:
1) подпункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) координирует на территории Республики Мордовия деятельность органов и учреждений системы профилактики по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;";
2) дополнить подпунктами 13 - 16 следующего содержания:
"13) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Республики Мордовия, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;
14) принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;
15) может принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения;
16) может представлять в установленном порядке соответствующим субъектам профилактики предложения о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.".
8. В статье 13:
1) в пункте 1:
подпункт 11 после слов "вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений," дополнить словами "а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях,";
дополнить подпунктами 14 - 18 следующего содержания:
"14) подготавливают и направляют в установленном порядке в Аппарат Правительства Республики Мордовия и органы местного самоуправления отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;
15) осуществляют мониторинг деятельности органов и учреждений системы профилактики в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;
16) утверждают межведомственные программы и координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролируют их выполнение;
17) участвуют в разработке и реализации муниципальных программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;
18) организуют осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.";
2) в пункте 2:
подпункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших образовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;";
подпункт 5 изложить в следующей редакции:
"5) дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);".
9. Пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"2. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие функции:
1) участвуют в заседании комиссии и его подготовке;
2) предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
3) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
4) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
5) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
6) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
8) выполняют поручения председателя комиссии.".
10. Пункт 2 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"2. Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего направляется в органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Постановления комиссии обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.".
11. Подпункты 4 и 5 пункта 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:
"4) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии направить несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
5) вносить в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:
о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.".
12. Подпункты 4 и 5 пункта 1 статьи 18 изложить в следующей редакции:
"4) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;
5) об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных к их компетенции Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Республики Мордовия от 12 июля 2002 года № 25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия".
13. Пункт 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"1. Заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся в соответствии с пунктом 5 статьи 10 и пунктом 5 статьи 11 настоящего Закона и являются правомочными при наличии не менее половины членов комиссии. Члены комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены. Ведет заседание комиссии ее председатель или заместитель председателя.".
14. В статье 22:
1) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, при установлении причин и условий, способствовавших его совершению, комиссия вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах комиссии.";
2) пункт 4 признать утратившим силу;
3) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Неисполнение органами и учреждениями системы профилактики постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав влекут ответственность, установленную действующим законодательством.".
15. Пункт 3 статьи 23 изложить в следующей редакции:
"3. Решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оформляются в форме постановлений.
Постановление принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.
Постановления комиссии должны быть изложены в письменной форме и мотивированы.
Постановления комиссии, принимаемые по результатам рассмотрения материалов (дел), указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 18 настоящего Закона, оформляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлениях о применении мер воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав или охраняемых законом интересов несовершеннолетнего указываются:
1) наименование комиссии;
2) дата;
3) время и место проведения заседания;
4) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;
5) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;
6) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;
7) содержание рассматриваемого вопроса;
8) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
9) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);
10) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
11) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;
12) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Постановления подписываются председательствующим на заседании и секретарем заседания комиссии, объявляются на заседании комиссии по окончании рассмотрения дела.
Копии постановлений вручаются под роспись заинтересованным лицам, направляются членам комиссии, в соответствующие органы и учреждения системы профилактики или иным заинтересованным лицам и организациям в течение трех дней со дня вынесения указанных постановлений.
Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.
Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.
Постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.".
16. Пункт 2 статьи 24 изложить в следующей редакции:
"2. Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем комиссии.".
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Мордовия
В.Д.ВОЛКОВ
г. Саранск
24 июня 2014 года
№ 52-З
------------------------------------------------------------------
24 июня 2014 года N 52-З
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ"
Принят
Государственным Собранием
Республики Мордовия
18 июня 2014 года
Статья 1
Внести в Закон Республики Мордовия от 30 марта 2005 года № 26-З "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия" (Известия Мордовии, 7 апреля 2005 года, № 48-6; 5 июля 2005 года, № 94-13; 2 декабря 2005 года, № 180-22; 23 марта 2007 года, № 42-10; 22 февраля 2008 года, № 27-7; 16 июля 2008 года, № 104-19; 22 ноября 2011 года, № 176-61) следующие изменения:
1. В статье 1:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Мордовия (далее - система профилактики), обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.";
2) в пункте 2:
подпункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) организация осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;";
дополнить подпунктами 10 и 11 следующего содержания:
"10) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
11) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.".
2. Пункт 2 статьи 2 изложить в следующей редакции:
"2. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия основывается на принципах законности, демократизма, поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней, гуманного обращения с несовершеннолетними, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.".
3. В статье 2.1:
1) пункт 1 дополнить частью второй следующего содержания:
"Составной частью банка данных является банк данных об органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенных на территории Республики Мордовия.";
2) в пункте 2 слова "исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия в области юстиции (далее - уполномоченный орган)" заменить словами "Аппаратом Правительства Республики Мордовия";
3) в пункте 3 слова "Уполномоченный орган" заменить словами "Аппарат Правительства Республики Мордовия".
4. В подпункте 3 пункта 1 статьи 5 слова "уполномоченного органа" заменить словами "Аппарата Правительства Республики Мордовия".
5. В статье 10:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В состав Республиканской комиссии могут входить депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия, руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представители иных государственных и муниципальных органов и учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, представители общественных и религиозных объединений, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними.";
2) в пункте 3 слова "исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия в области юстиции" заменить словами "Аппаратом Правительства Республики Мордовия";
3) в пункте 4 слова "в аппарате исполнительного органа государственной власти Республики Мордовия в области юстиции" заменить словами "в Аппарате Правительства Республики Мордовия".
6. В статье 11:
1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Членами комиссии могут быть депутаты соответствующих представительных органов муниципальных образований, представители органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных и муниципальных органов и учреждений, представители общественных и религиозных объединений, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними.";
2) в части первой пункта 3:
слова "Заместитель председателя или ответственный секретарь" заменить словами "Заместитель председателя и (или) ответственный секретарь";
дополнить предложением следующего содержания: "В администрациях муниципальных образований для обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут быть созданы отделы или другие структурные подразделения.".
7. В статье 12:
1) подпункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) координирует на территории Республики Мордовия деятельность органов и учреждений системы профилактики по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;";
2) дополнить подпунктами 13 - 16 следующего содержания:
"13) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Республики Мордовия, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;
14) принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;
15) может принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения;
16) может представлять в установленном порядке соответствующим субъектам профилактики предложения о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.".
8. В статье 13:
1) в пункте 1:
подпункт 11 после слов "вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений," дополнить словами "а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях,";
дополнить подпунктами 14 - 18 следующего содержания:
"14) подготавливают и направляют в установленном порядке в Аппарат Правительства Республики Мордовия и органы местного самоуправления отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;
15) осуществляют мониторинг деятельности органов и учреждений системы профилактики в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;
16) утверждают межведомственные программы и координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролируют их выполнение;
17) участвуют в разработке и реализации муниципальных программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;
18) организуют осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.";
2) в пункте 2:
подпункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших образовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;";
подпункт 5 изложить в следующей редакции:
"5) дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);".
9. Пункт 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:
"2. Члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие функции:
1) участвуют в заседании комиссии и его подготовке;
2) предварительно (до заседания комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;
3) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;
4) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;
5) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;
6) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;
8) выполняют поручения председателя комиссии.".
10. Пункт 2 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"2. Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего направляется в органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Постановления комиссии обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.".
11. Подпункты 4 и 5 пункта 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:
"4) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии направить несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
5) вносить в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:
о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.".
12. Подпункты 4 и 5 пункта 1 статьи 18 изложить в следующей редакции:
"4) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;
5) об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных к их компетенции Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Республики Мордовия от 12 июля 2002 года № 25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия".
13. Пункт 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"1. Заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся в соответствии с пунктом 5 статьи 10 и пунктом 5 статьи 11 настоящего Закона и являются правомочными при наличии не менее половины членов комиссии. Члены комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены. Ведет заседание комиссии ее председатель или заместитель председателя.".
14. В статье 22:
1) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении, при установлении причин и условий, способствовавших его совершению, комиссия вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах комиссии.";
2) пункт 4 признать утратившим силу;
3) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Неисполнение органами и учреждениями системы профилактики постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав влекут ответственность, установленную действующим законодательством.".
15. Пункт 3 статьи 23 изложить в следующей редакции:
"3. Решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оформляются в форме постановлений.
Постановление принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.
Постановления комиссии должны быть изложены в письменной форме и мотивированы.
Постановления комиссии, принимаемые по результатам рассмотрения материалов (дел), указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 18 настоящего Закона, оформляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлениях о применении мер воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав или охраняемых законом интересов несовершеннолетнего указываются:
1) наименование комиссии;
2) дата;
3) время и место проведения заседания;
4) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;
5) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;
6) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;
7) содержание рассматриваемого вопроса;
8) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
9) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);
10) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
11) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;
12) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Постановления подписываются председательствующим на заседании и секретарем заседания комиссии, объявляются на заседании комиссии по окончании рассмотрения дела.
Копии постановлений вручаются под роспись заинтересованным лицам, направляются членам комиссии, в соответствующие органы и учреждения системы профилактики или иным заинтересованным лицам и организациям в течение трех дней со дня вынесения указанных постановлений.
Постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.
Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.
Постановление комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.".
16. Пункт 2 статьи 24 изложить в следующей редакции:
"2. Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем комиссии.".
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Мордовия
В.Д.ВОЛКОВ
г. Саранск
24 июня 2014 года
№ 52-З
------------------------------------------------------------------